Знаменитому фильму исполняется 15 лет
В этом году фантастической ленте «Война миров» исполняется 15 лет. Стивену Спилбергу и Деннису Мирену удалось эффектно перенести на большой экран роман Герберта Уэллса.
Когда вариация Джорджа Пала на тему классического произведения Герберта Уэллса вышла на экраны в 1953 г., Деннису Мирену, постановщику специальных и визуальных эффектов, было 7 лет. «Фильм произвел на меня неизгладимое впечатление, — говорит он. — Для меня это всегда был проект мечты. И вот, неожиданно, Стивен Спилберг позвонил мне в июне 2004 г. Я не знал, что он разрабатывал этот проект, фильм просто свалился на меня с неба».
Спилберг также привлек к работе множество мастеров по компьютерной графике, с которыми сотрудничал ранее, оператора-постановщика Януша Камински, чью документальную манеру съемки планировал использовать, перенеся персонажей знаменитой книги в современный мир. Некоторые сцены были крайне сложнопостановочными. Аниматор-превизуализатор Дэн Грегори сам ездил на локации для съемки и собирал данные по размерам и форме объектов, чтобы потом выстроить грубую 3D-модель всех съемочных площадок. В свою очередь, команда Мирена делала экшн-сцены с треногами, включая атаку на паром. Команда Пабло Хелмана готовила сцены с щупальцами и самих инопланетян.
Облака
Открывающая сцена — это пересказ из книги Уэллса с изображением компьютерных микробов, который предвосхищал дальнейшую историю. В картине Спилберга инопланетяне были не с Марса, потому что мы уже видели Марс и знали, что с него ничего прилететь не может. Кроме этого, историю Уэллса также осовременили тем, что теперь инопланетяне путешествовали с помощью сильных электромагнитных разрядов.
В одной из первых сцен фильма Рэй Ферриер в исполнении Тома Круза наблюдает за атмосферным явлением — странной формацией облаков. Сначала отсняли плейты на локации в Нью-Джерси, потом создали этот эффект, намеренно отойдя от стилистики съемки облаков в аквариуме. Такие облака можно видеть в более ранних фильмах Стивена Спилберга — «Близкие контакты третьей степени» и «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». «В последний раз я снимал облака в аквариуме для фильма «День независимости», — говорит Пабло Хелман. — Эти эффекты выглядят красиво, но их сложно подвергать манипуляции после того, как движение жидкости полностью выстроено». Вместо этого художники взяли вату и осветили ее изнутри. «Стивен не хотел, чтобы свет переходил из одного слоя в другой, — продолжает Пабло. — Он хотел видеть твердую форму со светом внутри». Поэтому кинематографисты отсняли эту вату с контровым светом, светом внутри и спереди, а потом обработали их с помощью системы Inferno, чтобы органично перемешать слои.
Кино в миниатюре
Спилберг снимал эту картину в документальной манере и длинными дублями. Так, съемка расходящихся от дыры трещин на дороге была сделана на локации в Байонне. Для создания, собственно, трещин применили технологию, использованную в фильме «Звездные войны: Месть ситхов» (2005) — процедурную генерацию трещин в программе Maya. На первых кадрах с трещинами также использовали симуляцию твердых тел.
Что же касается трещин, которые бегут по фасаду церкви, их сняли на макете. Команда построила фотореалистичную церковь и ее окружение в масштабе 1:16. При помощи компьютерной симуляции трещин специалисты заранее разрезали модель лазером в нужных местах. Так были созданы разные стадии разрушения. После чего была сделана компьютерная 3D-геометрия и на нее спроецировали текстуры, которые отсняли на макете. Эту геометрию потом соединили с кадрами настоящей церкви. Таким образом, часть церкви в этих сценах – реальная, а часть – компьютерная модель с реальной текстурой.
Треножники и дышащий свет
Треножники были главной головной болью дизайнеров. «В фильме 1953 г. треножники не ходили, — рассказывает Деннис Мирен. — Тогда не знали, как заставить их ходить, поэтому перемещали их на тросах по воздуху. Стивен все время возвращался к идее шагающих треножников, а я боялся, что они будут выглядеть, как нечто, вышедшее из викторианской эпохи, а не как современные аппараты».
3D-модель треножника (с 24 щупальцами, движущейся головой и ногами) помогла выстроить композицию кадра на каждой локации, потому что дала правильный масштаб инопланетных существ по отношению к пейзажу. Тогда уже 19 аниматоров вдохнули в нее жизнь, создав нечто среднее между существом и машиной.
Прототипами для создания этих инопланетян стали морские существа. Эти треножники имели тонкие ноги и двигались, будто слегка в замедленном кино, как медузы, но при этом должны были быть убедительными в земной гравитации. Изначально они выглядели, будто отлитыми из бронзы, но их внешний вид начал меняться после отснятого материала. Мирен решил, что они должны выглядеть, будто сделанные из какого-то инопланетного сплава. Художники создали специальный шейдер с радужными отливами и эффектом матового стекла с еле видным свечением изнутри. После чего треножники вписали в отснятый пейзаж, добавив грязи, обломков и атмосферы в эти кадры. Система Zeno позволила создать луч света, который исходил из «глаза» существа.
«Компьютерная обработка луча света не давал того эффекта трехмерности, который был нам нужен, — говорит супервайзер Маршалл Крассер. — В итоге мы использовали в основе этого луча отснятый свет фары моей Toyota 4Runner. Затем взяли отснятую фактуру дыма и положили ее в движении на этот луч, чтобы создать газовую пульсацию, разбили это дрожанием и рябью, добавили еще один пасс шума на разных частотах и в некоторые кадры добавили дождь или падающие на переднем плане обломки. Все это придало свету органический вид, будто он дышал».
Что касается убийственного луча, то к его финальному виду пришли только за шесть недель до окончания работы над проектом. Его создали с помощью частиц, которые подчинялись перспективе, размыли их и положили на разные слои. Кроме того, луч менял цвет с удалением от источника. Это больше напоминало физику. Достигая жертв, горячий луч мгновенно иссушал их, заставляя дезинтегрировать внутри одежды. Специалисты по физическим эффектам пытались найти способ снять этот процесс, используя пиротехнику. Настоящую одежду и взрывавшиеся мешки с мукой снимали на фоне хромакея с высокой скоростью. На локации Спилберг снимал этих жертв в самом начале агонии, а потом они просто падали на землю. После чего удаляли актеров из кадра и восстанавливали задний план. Ткань одежды заменялась на цифровую симуляцию и падала на землю там, где только что были люди. Иногда это была целая толпа бегущих людей, в которой жертвы оказывались внутри толпы. Так что, задача по восстановлению фона была вовсе нетривиальной.
Бегство и взрыв гаража
Главный герой в исполнении Тома Круза берет детей и сбегает из города, угоняя соседский минивэн. В момент угона над ними в буквальном смысле взрывается гараж. Эту сцену сделали, дополнив взорванной миниатюрой гаража реальную пиротехнику на площадке. Ферриер едет по дороге, лавируя между паникующими людьми и разбитыми автомобилями. Эти кадры сняты на локации длиной в 3 км с примерно тысячей статистов.
Чтобы показать панику персонажа, Стивен задумал очень сложный длинный кадр, в котором камера догоняет минивэн, облетает его и даже пролетает насквозь. Для создания этой сцены брали фотографии локации, сделанные со спутников. Все элементы локации использовали для выстраивания хореографии движения транспортного средства и камеры. Сначала были сняты все фрагменты движения минивэна по дороге. Это было сделано за один день без основных актеров, но с участием команды каскадеров и статистов. После чего по дороге проехали еще раз, чтобы снять фоны для будущей цифровой части сцены. Во время съемки сцены с актерами водитель, сидящий за пределами автомобиля, управлял рулем, согласно тому, что он видел в отснятых фонах. А Том Круз только делал вид, что управлял им, держа руки на руле. Освещение имитировало движение автомобиля относительно солнца.
Всю съемку проводили в автомобиле без стекол, чтобы технокран с камерой мог двигаться сквозь машины. После чего добавили ветровое стекло, отражения в зеркале заднего вида и другие отражения фона в блестящих частях декорации.
Паром
Съемки беженцев на локации проводили в Нью-Йорке. Паника охватывает людей, когда они видят треножники, появляющиеся на горизонте. Все эти пять съемочных ночей снег переходил в дождь, создавая в кадре очень красивую атмосферу. «Мы решили перенести это в наши кадры, – говорит Деннис Мирен. – Создавая почти рождественскую сказку посреди ужаса и резни».
Главные герои фильма оказываются на пароме, когда из-под воды выныривает треножник. Художники долго пытались найти способ воссоздать взаимодействие треножника с водой, но потом арт-департамент нашел кадры со светящимся «Наутилусом» из фильма студии Disney «20 тысяч лье под водой» (1954) и убедил Спилберга, что все должно выглядеть, как в той ленте. Кроме того, эти треножники были другими — они, как генералы в армии треножников: с более широкой головой и новым шейдером, чтобы вода красиво струилась по их поверхности. После чего треножники переворачивают паром, выкидывая всех пассажиров в воду. Кадры с людьми снимались в крытом бассейне с участием каскадеров и главных актеров картины.
Общие планы этой сцены созданы с использованием миниатюры парома в масштабе 1:8, которая сделана с помощью лазерной нарезки деталей по чертежам реального парома. Длина макета достигала 6,5 м, а ширина — 1,5 м. Переворот создали с помощью механического устройства. Вода в этих кадрах была цифровая. Перевернутое и тонущее судно снимали в заполненном дымом помещении, чтобы имитировать подводную среду. Такое решение было принято потому, что его огни должны были продолжать гореть в момент переворота. А при соприкосновении горячих лампочек с холодной водой они бы лопнули.
Подвал Огилви
Разделившись с сыном, Ферриер и его дочь прячутся в подвале у исследователя Харлана Огилви в исполнении Тима Роббинса. Наверху инопланетяне выращивают свои красные растения. 60 скульпторов делали множество этих красных растений в разных формах и видах в маленьких инопланетных горшочках в виде эмбрионов. Растения отлили из красноватого уретана, потом раскрасили и собрали из разных модулей. Внутри цветов разместили оптоволокно, свет которому придавали лампы, спрятанные под полом декорации.
Напряжение нарастает, когда щупальце с электронным глазом обыскивает подвал, где прячутся герои. Это компьютерный глаз в 3D-версии подвала. На площадке актеры работали с заменяющим модель реквизитом. Глаз исчезает, но в подвале появляются сами инопланетяне. «Мы предположили, что треножник — это часть их культуры, — говорит Деннис Мирен. — Поэтому у этих инопланетян три ноги и треугольное лицо». Их оставляли в полутьме, чтобы сделать страшными и загадочными. Коже придали прозрачности. Съемку вели так, чтобы объекты переднего плана частично перекрывали инопланетян.
Сцену похищения дочери Ферриера снимали в павильоне с интерактивным светом. Здесь же спецэффектники построили механические корзины, в которых инопланетяне держат своих жертв. После чего щупальце хватает жертву и забрасывает ее в кожаный сфинктер. Эти кадры снимались с каскадершей в специально выстроенной декорации с силиконовым сфинктером. Рэй берет две гранаты и засовывает их в щупальце, где те и взрываются. «Мы не знали, что у инопланетянина внутри, ядерный реактор или холодильник, — смеется Деннис Мирен. — Поэтому мы наложили на взрыв множество интересных текстур, включая зеленые всполохи исходящей энергии». Падение треножника и корзины было снято в миниатюре.
Финал
Финальные сцены гибели треножников, падающих между высотными зданиями, частично были сняты в миниатюре. Здание фабрики построили в масштабе 1:12. Когда треножник упал, он схватился щупальцами за ее трубы и рухнул поперек здания, разрезав надвое фасад. Высота этих кирпичных труб достигала 45 м. Их постепенное разрушение было запрограммировано и отснято с высокой скоростью. Затем материал был вставлен в кадры с полноразмерной фабрикой, сюда добавили CG-треножник и дополнительные текстуры разрушений, а также туман и дым, который исходил от падающей машины.
Люди постепенно подходят к поверженному врагу. В реальности голова упавшего треножника высотой 7,6 м и шириной 10,6 м была создана из полиуретана с плотным покрытием. Дверь работала на гидравлике. А сверху конструкции расположили водосброс. Открытие двери привело в движение водосброс, и вниз потекла янтарная жидкость, а за ней выпала трехпалая инопланетная рука. Ее внешний вид был отсылкой к финалу фильма 1953 г. Потом камера поднимается и показывает умирающего чужака. Его коже придали сероватый угольный цвет, анимировали горло и написали новый шейдер для угасающих кристаллизирующихся глаз.
Финальные кадры — это полностью цифровой общий вид разрушенной, но очищенной от чужаков Земли. После чего камера двигается к зеленому ростку, капле на нем и возвращает нас к самому началу фильма, показывая микробов и бактерий, проделавших всю эту работу.
Надежда Маркалова
Tvkinoradio.ru