Недавно вышла обновленная версия документального фильма «Владимир Высоцкий. Письмо Уоррену Битти». В прежнем варианте лента была показана в 2013 году, но сегодня, по словам Александра Ковановского, режиссера и соавтора сценария, она пополнилась новыми эпизодами.
Как и восемь лет назад, в центре внимания — уникальная видеозапись 1979 года, сделанная Высоцким в качестве пробы для американского актера и режиссера Уоррена Битти, который готовился тогда снимать фильм о судьбе Джона Рида. Правда, к адресату эта видеовизитка так и не попала. Картину сняли уже после смерти Владимира Семеновича в 1981, с американскими актерами — к слову, она удостоилась трех премий «Оскар».
— Александр, как попала к вам эта запись?
— К началу 2000-х оригинал пленки хранился у Дмитрия Чацкого — одного из учредителей Творческого объединения «Ракурс». Мы ведь фактически работаем с середины 1980-х — собираем и изучаем материалы о жизни и творчестве Высоцкого. Ищем все, что когда-либо было зафиксировано на пленку. А самая первая зарубежная документальная кинофиксация Высоцкого — это кадры польской кинохроники, снятые летом 1967 года в Москве.
— В списке стран, откуда к вам поступила документальная хроника, есть и бесконечно далекая Мексика…
— Летом 1977 года Владимир Семенович прилетел в Мексику вместе с Мариной Влади, которая снималась там в фильме «Тайны Бермудского треугольника». Кстати, именно там он начал сочинять «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное — невероятное» из сумасшедшего дома — с Канатчиковой дачи», в которой этот самый треугольник упоминается. Местное телевидение сделало о нем получасовую программу, которая вышла в эфир 9 августа 1977 года. Высоцкий исполнил тогда четыре песни, предварив каждую комментарием, и прочитал два стихотворения. Передача получилась великолепная даже по нынешним техническим меркам: ее снимали несколькими камерами с очень красивыми монтажными эффектами. Вообще же в архиве «Ракурса» видеозаписи из многих стран — Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Италии, Польши, Сербии.
Совершенно необходимо вспомнить имя Марлены Зимны. В 1994 в своей квартире в польском городе Кошалине она создала единственный в мире зарубежный музей Высоцкого — уникальный и по сей день. Ко дню рождения Высоцкого она организовывала кинофестивали, на которых собирались люди из разных стран и показывали свои фильмы — и любительские, и профессиональные. Марлена тяжело болела, и в 2015 ее не стало. Ей было всего 46… Она безупречно разговаривала на шести языках, отыскала в архивах огромное количество материалов о Высоцком, написала книги и исследования о нем.
— Как все-таки сохранилась запись послания Уоррену Битти?
— Благодаря кинодраматургу Игорю Шевцову, автору сценария фильма «Зеленый фургон», который был и одним из организаторов той съемки. Незадолго до своей трагической гибели в автокатастрофе в 2003 году Игорь отдал кассету и другие видеоматериалы о Высоцком нашему другу Дмитрию Чацкому. И вот спустя какое-то время мы решили, что интересно было бы рассказать и об этом «видеописьме». И сделали фильм, где зрители могут видеть непосредственного, порой смущенного, но абсолютно живого человека.
— Высоцкий снялся в 27 картинах. Какие его роли вы считаете самыми значимыми и удачными?
— Брусенцов в фильме «Служили два товарища». Максим в «Коротких встречах» Киры Муратовой. И, конечно, фон Корен в «Плохом хорошем человеке» и Дон Гуан в «Маленьких трагедиях». Такого уровня работ у Владимира Семеновича могло быть больше, проживи он еще хоть чуть-чуть. Геннадий Полока в 1981 сделал фильм «Наше призвание». Предполагалось, что одну из главных ролей сыграет Высоцкий. Он и песню написал для картины, но до съемок не дожил, а предназначавшуюся ему роль сыграл Иван Бортник. Песня Высоцкого «Гимн школе» в фильм вошла — герои картины исполняют ее хором, как и было задумано. И в качестве режиссера в «Зеленом фургоне» Владимир Семенович себя хотел попробовать, но не успел.
— Удивительно, что в числе лучших ролей вы не назвали Глеба Жеглова. Почему?
— В отличие от очень многих, я не считаю ее верхом кинотворчества Высоцкого. Хотя «Место встречи изменить нельзя» — отличный фильм. Высоцкий наполнил персонаж Жеглова своей харизмой и фактурой так, что образ на экране стал фигурой едва ли не самой обаятельной. Наверное, в том числе и поэтому Говорухин не дал Владимиру Семеновичу исполнить песню на экране: «Володь, как только ты возьмешь гитару, то моментально из Жеглова превратишься во Владимира Высоцкого». Они даже чуть не поссорились из-за этого.
— По вашим наблюдениям, молодежь сегодня знает Высоцкого?
— Значительная ее часть — безусловно. Высоцкий не превратился в музейный экспонат — для огромнейшего числа людей он по-прежнему присутствует в нашей жизни. Зайдите в книжные магазины, посмотрите, сколько его поэтических сборников на полках. Их не было бы в отсутствие спроса. А ведь Владимир Семенович далеко не все из написанного спел: песен у него — чуть менее 450, и никогда не исполнявшихся стихотворений — почти столько же.
Анна Чепурнова
«Труд»