Легендарный нож янычар, изогнутый, как бычий рог, не считался оружием
В середине XIV века при создании османской армии сначала султан Орхан, а впоследствии и его сын Мурад I, помимо пехоты (яя) и конницы (мюселлем), формируют особый отряд ени черы — «новое войско». Янычары набирались из военнопленных рабов, а также купленных невольников, которых обращали в мусульманство и содержали за государственный счет при дворе самого султана.
До начала XVI века янычары не могли заниматься ничем, кроме военного дела: им нельзя было жениться, нельзя было самовольно отлучаться от двора и ночевать где-либо, кроме казарм, нельзя было торговать. Неудивительно, что при набегах на захваченные территории они проявляли особую жестокость.
К концу XVI века ситуация кардинально изменилась: это были уже свободные люди, которые могли заводить семью и заниматься каким-либо ремеслом, тем более что этому их обучали (при казармах находились мастерские, где занимались дети янычар), в то время как многие из воинов пытались избежать участия в различных походах.
Тем не менее, несмотря на постепенное смягчение условий существования, янычар все еще воспринимали как угрозу. В XVIII веке после запрета на ношения оружия, преимущественно сабель, во время выхода в город им было разрешено иметь при себе только нож и топорик. Поэтому в мирное время янычары стали появляться на людях с ятаганом — оружием, слишком коротким для сабли, и формально соблюдали закон. Оно считалось не столько оружием, сколько частью костюма.
В длину клинок ятагана — от 50 до 75 сантиметров, весил около 800 грамм, зачастую изготавливался из обычной стали, иногда булатной. Ятаган изогнут на манер бычьего рога, острое лезвие – с внутренней стороны. Впрочем, изгиб мог различаться: от практически прямого клинка до выгнутого в двух направлениях (в сторону обуха и в сторону лезвия).
Подобная форма была не нова: заостренный с вогнутой стороны клинок имел греко-македонский меч — махайра, а также испанский меч в форме косы — фальката. Подобным клинком можно было наносить разнообразные рубящие и колющие удары. Защищаться также можно было по-разному: лезвием или же незаостренной выпуклой стороной. Более того, сражались и обратным хватом, благодаря необычной форме рукояти.
Как правило, рукоять ятагана украшает головка, чем-то напоминающая берцовую кость с характерными «ушами», которые необходимы для того, чтобы оружие удобно и прочно лежало в руке и не вылетало при ударе. Такая форма рукояти, как считается, встречалась у иранских бронзовых мечей, датируемых III тысячелетием до нашей эры, а также у греческих ножей для жертвоприношения.
Масштабное распространение ятаганов приходится на XVIII век, хотя это оружие все еще нельзя было назвать массовым: оно не использовалось в качестве строевого и, скорее всего, было личным средством защиты янычара (о чем свидетельствуют многие именные экземпляры), особенно в конце XVIII — начале XIX века, когда янычары поднимают многочисленные восстания. Что характерно, уже после преобразования османской (турецкой) армии в первой трети XIX века, именно из ятагана пытаются сделать некий символ былого величественного оружия, что, естественно, отразилось на качестве выпускаемых экземпляров.
Тем не менее, из-за многочисленных войн и набегов на различные территории ятаган вполне стал популярным и среди других народов, которые, как минимум, брали на вооружение некоторые его особенности — например, своеобразные рукоятки, которые появились и у кавказских шашек. Так, Михаил Лермонтов, участвовавший в Кавказской войне, тоже владел ятаганом. В «Описи имения, оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского пехотного полка поручика Лермонтова» от 17 июля 1841 года в числе прочего значится «полусабля с серебряным темляком», от которой, к сожалению, осталась только рукоять, которая до сих пор хранится в коллекции музея «Тарханы» (Пензенская область).
Юрий Кукин, «Дилетант-медиа»