Фрески – это то, без чего не обходится ни один христианский храм. Между тем живопись на штукатурке – одна из самых сложных для выполнения. Ведь здесь нельзя ошибиться. Даже легкая помарка сведет на нет все старания художника. Да и наносить изображение нужно предельно быстро, иначе штукатурка высохнет – и все труды снова-таки насмарку. Вот почему за фрески брались не так уж много живописцев – не всем хватало умения писать столь масштабные полотна да еще с невероятной скоростью.
И все же нам осталось в наследство много фресок, над сюжетами которых современные искусствоведы ломают голову.
Сияющие краски из Помпей
Все знают о трагедии небольшого римского городка Помпеи, который погиб во время извержения Везувия. Но 2 тысячи лет назад, во время расцвета города, жить в нем было очень комфортно. Город мог похвастаться прекрасными банями и водопроводом, форумом и амфитеатрами, площадями и виллами.
И вот один богатый горожанин заказал для украшения стены своего дома портрет. Римский мастер сначала тщательно подготовил стену. Рабы нанесли на нее несколько слоев штукатурки, выравнивая поверхность. К последнему слою добавили толченый алебастр, чтобы придать стене блеск. Потом художник писал портрет, комбинируя энкаустику — восковую краску — и темперу — краску, разведенную на яйцах. Потом уже расписанную стену покрыли защитным слоем воска, чтоб краски не выцветали. Художник старался, чтобы его работа сохранилась надолго.
В 79 г. н.э. город погиб. Везувий завалил его 7 м пемзы, щебня и пепла. Археологи начали раскапывать Помпеи в 1748 г. И на свет были извлечены десятки настенных фресок. Здания были расписаны очень красиво. Причем не только дворцы, но и обычные дома горожан. Например, дом Веттиев. Он принадлежал не патрициям, а двум рабам, которых отпустили на волю. Они разбогатели, сообща купили старинный особняк и заказали художникам расписать его. Это один из самых красивых домов в Помпеях.
Одна из загадок местных фресок — их удивительная сохранность. Ведь за 2 тысячи лет краски должны были поблекнуть. А они сияют до сих пор! Ученые считают, что это произошло благодаря какому-то местному изобретению. Энкаустику и темперу применяли необычным способом… но никто не знает, как.
Вообще жители Помпей любили загадки и розыгрыши. Они даже изображали их на стенах своих домов. Например, один из залов виллы Мистерий (около 50 г. до н.э.) расписан так, что кажется, будто стены нет вовсе, а все персонажи, нарисованные на стене, на самом деле находятся в комнате рядом со зрителем. А комната Иксиона в доме Веттиев просто изобилует сюрпризами: фрески кажутся картинами в рамах, оштукатуренная стена имитирует мрамор, а в нарисованных окнах видны нарисованные пейзажи.
Добирались до фресок молотками
Рекордсмен по количеству фресок – храм святой Софии (Киев). Столько тысячелетних фресок (3 тыс. кв. м) и мозаик (260 «квадратов»), сколько до сих пор живы в этой святыне, нет нигде в мире. И это при том, что уцелела только третья часть всего убранства. В XVII ст. впервые софийские фрески решили обновить, но реставрировали их не по древним технологиям, а просто клеевыми красками. Где-то между XVII-XVIII вв. стены собора оштукатурили и побелили. Поверх этого слоя в течение XVIII в. стены расписывали маслом, а в XIX в. ученые пожелали увидеть древние художества и попытались доискаться до старинных фресок. Правда, поскольку процедура была примитивна — верхний слой удаляли молотком, то многие настенные изображения существенно пострадали. Но все же человечество вновь, через восемь веков, смогло взглянуть на шедевры Средневековья.
В середине XX в. технология «добывания» старых святынь из-под относительно молодых усовершенствовалась — фрески XI в. явились миру уже без повреждений.
На фресках собора появлялись сюжеты не только из жизни святых и пророков. Уникальный ансамбль фресок Софии Киевской светского содержания сохранился на стенах и столбах двух лестничных башен собора. Это разнообразные сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, танцоров, борцов, всадников и т. п. Фрески в башнях Софийского собора — интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора, о различных сторонах тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием бытовой монументальной живописи времен Киевской Руси.
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
Ну, и, конечно, легенда среди фресок — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (Миланский доминиканский монастырь), таящая в себе массу загадок и зашифрованных посланий. Интересно, что тогдашние живописцы пророчили произведению неприглядное будущее. Они предположили, что спустя 60 лет от него останется всего лишь 15 процентов краски, а потом оно и вовсе зарастет мхом! «Тайная вечеря» удивила всех: время ей оказалось неподвластно, а сюжет вызывает споры и разногласия до сих пор…
Период создания «Тайной вечери» — 1495-1498 гг. Роспись была выполнена по заказу герцога Сфорца, по просьбе его супруги Беатриче. Размеры подлинника — 460 на 880 см. На полотне изображена одна из ключевых библейских сцен — последняя трапеза Иисуса Христа с 12 апостолами-учениками за большим столом.
Фреска демонстрирует мастерство да Винчи как художника, а не историка. Ведь все персонажи картины выглядят как западноевропейцы, а не как представители ближневосточных народов. Впрочем, Леонардо был не единственным художником, который изобразил Иисуса и его апостолов с европейскими чертами. И до него живописцы так часто использовали эту версию Иисуса, что она стала нормой. Исследователи же полагают, что у настоящего Иисуса были бы короткие волосы, как это было принято в его эпоху.
Особый смысл художник вкладывал в цветовую гамму. Дело в том, что живописцы, работавшие в период да Винчи, не имели доступа к тем краскам, которые мы имеем сейчас. Синяя и красная краски были особенно дорогими, поэтому их берегли для изображения самых важных предметов в произведениях искусства. Примечательно, что в «Тайной вечере» да Винчи Иисус носит ярко-красный цвет, показывая свой статус, авторитет и силу. На самом деле, большинство людей из эпохи Иисуса не носили яркую одежду. Скорее всего, они были одеты в простые туники из неокрашенной шерсти.
Мифический святой Грааль, из которого якобы пил Иисус во время тайной вечери, не был чем-то элегантным. Однако, согласно рисунку да Винчи, ученики пили из хрустальных сосудов и ели из серебряных тарелок. Тогда как археологи предположили, что люди из рабочей среды времен Иисуса пили и ели из каменной или глиняной посуды.
На фреске Леонардо Иисус и апостолы обедают в белом мраморном зале. Однако, согласно Евангелиям, это событие происходило в бедной комнате для гостей на верхнем этаже чьего-то дома, где просто не могло быть мраморных стен.
Как хозяин Иисус сидел во главе стола. Однако в картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» Иисус занимает срединное место. Хотя это нарушает историческую точность для периода времен Иисуса, такое расположение помогло да Винчи передать художественное послание. Художник, возможно, расположил Иисуса посредине картины для того, чтобы поиграть с симметрией и символикой. Группы из трех человек окружают святую фигуру, что указывает на святую троицу. Даже Иисус выглядит как пирамида, так как его руки и голова образуют треугольник. Таким образом, изображение помогло да Винчи указать на хозяина тайной вечери как на самого важного персонажа сцены.
По материалам Сatalogueofarticles.com, Gogetart.art, «Сегодня» , Sobor.polnaya.info, Yantar.ua