Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. В январе-феврале 2020 года «Заражение» стал одним из самых скачиваемых фильмов. Такой интерес, безусловно, вызван нарастающей пандемией коронавируса covid-19. Как снимали самый реалистичный фильм о смертельном вирусе?
Идея и сценарий
Стивен Содерберг еще в середине 2000-х годов задумал снять «ультра-реалистичный» фильм о работе эпидемиологов и общественной реакции на пандемию. Его вдохновили события эпидемии атипичной пневмонии 2003 года и пандемии свиного гриппа H1N1 в 2009 году. Тогда катастрофы удалось избежать, но вирусы показали, насколько уязвимым остается наше общество перед лицом глобальной угрозы в век развития информационных технологий и транспортной инфраструктуры.
Содерберг отмечает, что самым важным для него было показать, как быстро развивается массовая паника и происходит крушение социального порядка, насколько хрупки моральные устои общества. С другой стороны, его новая работа должна была продемонстрировать героизм врачей и ученых, борющихся с планетарной угрозой. И как тесно переплетаются личные мотивы с профессиональными обязанностями и политическими играми в высших эшелонах власти.
Сценарист Скотт Бернс провел несколько месяцев за углубленным изучением истории вирусологии и эпидемиологии. Продюсеры фильма оплатили консультации нескольких известных эпидемиологов, чтобы разработать максимально реалистичный сюжет и помочь актерам, которые будут изображать в фильме должностных лиц системы здравоохранения, врачей и ученых. Такое близкое знакомство с научной сферой, далекой от большинства обывателей, по признанию самого Бернса сильно изменило его взгляды на жизнь: «Когда я начал разговаривать с экспертами, они все говорили: «Вопрос не в том, будет ли еще одна пандемия, а в том, когда она случится».
Прообразом вируса в «Заражении» стал совершенно реальный штамм вируса нипах, обнаруженный в 1999 году, и вызывающий у человека воспаление мозга (энцефалит) или респираторные заболевания (эти же симптомы мы можем наблюдать и в фильме).
Помимо чисто научной и медицинской части своего сюжета, Бернс уделил большое внимание социальным последствиям пандемии. «Заражение» изображает мир, пораженный не только вирусом, но и целым рядом социальных болезней, которые сопровождают его: массовые беспорядки, паника, социальная депрессия, поиск дефицитных лекарств и продуктов. В мире «Заражения» бок о бок существуют люди, которые отказываются следовать правилам и плюют на моральные нормы, и люди, жертвующие собой ради близких и всего человечества. Этот пласт проблем занимает важнейшую часть сюжета, придает фильму еще больше реалистичности, поднимая вневременные вопросы, которые всегда актуальны для человечества.
Дотошный научный подход в сочетании с широким взглядом на социальные последствия в итоге помог Содербергу и Бернсу создать практически документальный сценарий, наиболее адекватно прогнозирующий развитие событий в условиях вспышки нового смертельного вируса.
Кастинг
«Заражение» может похвастаться действительно звездным ансамблем актеров: Мэтт Дэймон, Гвинет Пэлтроу, Лоуренс Фишборн, Марион Котийяр, Джуд Лоу, Кейт Уинслет. Всех актеров Содерберг подбирал лично, не прибегая к услугам кастинговых агентств.
Мэтт Дэймон, давний партнер Содерберга, согласился, не раздумывая. Скотт Бернс прислал ему копию сценария с пометкой «Прочитайте это, а затем немедленно вымойте руки» — такой «трейлер» сразу пришелся по душе актеру. Ему досталась роль мужа первой жертвы вируса, «обывателя» — Митча Эмхоффа. Митч не обременен медицинскими знаниями и все, чего он хочет, — это уберечь свою дочь от заражения и справиться с потерей жены и пасынка. Именно на его уровне показывается «микро-эффект» от «макро-решений», принимаемых для борьбы с эпидемией на высоком уровне — он сталкивается с паникой, погромами, нехваткой лекарств и продовольствия. Его часть сценария максимально динамична и убедительна. Содерберг говорит, что «в игре Мэтта нет ни тщеславия, ни одномерности, он играет так, будто кругом нет ни одной кинокамеры».
Марион Котийяр, сыгравшая в фильме доктора Леонору Орантес, эпидемиолога Всемирной организации здравоохранения, также загорелась новой ролью, едва прочитав сценарий: «Я всегда очень беспокоилась о микробах и была в некотором роде напугана всеми этими болезнями. Новый сценарий Содерберга — это было то, что меня действительно интересовало». Котийяр сыграла бесстрастного ученого, которая целиком поглощена решением чисто научной проблемы, но в итоге переживает мощный эмоциональный сдвиг и меняет свое отношение к ситуации.
Лоуренс Фишборн, сыгравший доктора Эллиса Чивера, приглянулся Содербергу своей решительностью и напористостью. В «Заражении» ему отводилась роль «голоса разума», умного и компетентного врача, который понимает всю угрозу пандемии и является, пожалуй, самой симпатичной фигурой среди всех чиновников, изображенных в фильме.
Кейт Уинслет сыграла доктора Эрин Мирс, сотрудницу Службы эпидемиологической разведки, отправляющуюся в самый очаг распространения инфекции, чтобы добыть информацию по борьбе с ней. Для своей роли Уинслет общалась с действующими сотрудниками американского Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC — ЦКЗ), чтобы получить представление о своей героине не только в профессиональном плане, но и почерпнуть черты, присущие этим людям в повседневной жизни.
Гвинет Пэлтроу сыграла роль бизнесвумен Бет Эмхофф, которая привезла вирус из Гонконга в США. Именно она станет центральной фигурой детективной истории по поиску «пациента зеро», с которого началась пандемия. В фильме демонстрируются ее любительские фотографии, которые она сняла во время прогулок по Гонконгу. По воспоминания актрисы, сделать их «непринужденными» было чрезвычайно сложно, ведь ей было очень трудно остаться неузнанной на улицах большого города и изображать из себя обыкновенную туристку.
Джуд Лоу сыграл в фильме, пожалуй, самого отрицательного персонажа — блогера Алана Крумвиде. Он на протяжении развития сюжета превращается из никому неизвестного блогера в почти что мессию, проповедующего лекарство от вируса. Его герой символизирует ту часть общества, которая сама себя ввергает в панику, в противовес ученым и медикам, сражающимся с болезнью до самого конца.
Съемки
Чтобы сделать кадры «настолько реалистичными, насколько это возможно», режиссер отказался от студийных съемок и использовал реальные локации везде, где это возможно.
Основные съемки начались в Гонконге в сентябре 2010 года и заняли примерно две недели. Для сцены в казино использовали ресторан в абердинской гавани, другие кадры снимались в Международном аэропорту Чхеклапкок. Затем съемки были перенесены в Чикаго — именно здесь снимались сцены, которые изображали Миннеаполис и Атланту. По сюжету основные события происходят зимой, поэтому ноябрьские снегопады в Иллинойсе пришлись как нельзя кстати. На этом этапе Содерберг предпочел снимать на натуре, договорившись о работе в международном аэропорту О’Хара и в аэропорту Мидуэй, одна из самых запоминающихся сцен с разгромом супермаркета снималась в небольшом городке Вестерн Спрингс в пригороде Чикаго.
В январе 2011 года съемочная группа переместилась в Атланту, где находится штаб-квартира ЦКЗ. Из-за строгих режимных правил, Содербергу разрешили снимать только в общих помещениях Центра и в подземном гараже.
Отдельные сцены снимались в Лондоне и Женеве, демонстрируя глобальный характер борьбы с вирусом, и, наконец, в Сан-Франциско, который стал ареной последней стадии пандемии. Именно здесь снимались сцены опустошенных улиц, заваленных мусором и брошенными автомобилями.
Для съемок в центральном квартале города — Цивик Центре, кинокомпания наняла около 2000 статистов, которым платили от 64 до 139 долл. в день, кроме этого, власти города взимали дополнительный налог в размере 300 долларов за каждый день съемок в черте города. Эти траты значительно раздули бюджет фильма, но позволили реализовать масштабные сцены, задуманные Содербергом и отказаться от применения компьютерной графики, которая неизбежно снизила бы накал реалистичности.
Художественные приемы
С самого начала фильма Содерберг делает акцент на совершенно бытовых действиях героев, которые распространяют опасный вирус буквально своими руками: общая миска с орешками в баре аэропорта, поручни в метро, кнопка вызова лифта — все эти обыденные предметы становятся зловещими проводниками страшной болезни.
Содерберг использует медлительный кинематографический стиль и сосредотачивает внимание на предметах и объектах, к которым прикасаются зараженные и превращают их в фомиты — источники распространения заразы. Эти объекты связывают персонажей вместе и усиливают «документальный» характер повествования.
Даже брызги крови, попавшие на лицо патологоанатома при вскрытии первой жертвы вируса в исполнении Гвинет Пэлтроу, представляются как совершенно обычное дело — но теперь и они становятся знаком, обрекающим этого безымянного медика на гибель. Точно такую же обыденность мы видим и в начале фильма, когда вирусологи принимаются за исследование странной смерти пациентки из Миннесоты, продолжая обсуждать планы на День благодарения.
Каждая новая монтажная склейка обозначается новой датой — количеством дней, прошедших с момента первого заражения, каждое географическое перемещение сопровождается титрами с названием города и количеством населения, и зритель напряженно ожидает, когда этот счетчик начнет свое движение в сторону нуля.
«Заражение» — это не просто фильм о смертельном вирусе, он показывает примеры психологии толпы и коллективного поведения, которые могут привести к массовой истерии и потере социального порядка. Возмущение и беспомощность в сочетании с новыми средствами массовой информации, такими как блоги, позволяют распространять дезинформацию и страх, которые сами по себе становятся опасными инфекциями и разрушают общественный порядок, приводя к еще большему распространению вируса. Содерберг последовательно показывает эти моменты, демонстрируя, как государство теряет контроль над обществом.П
ротив этой экзистенциальной угрозы борются ученые и государство. Но и их взаимодействие полно конфликтов и прямого столкновения интересов. Одни персонажи проявляют потрясающее бескорыстие — доктор Хексталл нарушает все протоколы, тестируя потенциальную вакцину на себе, доктор Сассман продолжает свои успешные эксперименты со штаммами вируса, несмотря на приказы уничтожить его образцы, доктор Мирс продолжает работать, несмотря на заражение вирусом, и делится своей курткой с другим пациентом, страдающим от лихорадки.
С другой стороны, мы видим слабость героев, которые жертвуют своими профессиональными интересами и даже карьерой ради достижения личных целей. Доктор Чивер разглашает секретную информацию о предстоящем карантине своей невесте, чтобы дать ей возможность покинуть опасный город. Сунь Фенг берет в заложники доктора Орантес из ВОЗ, чтобы обеспечить первоочередные поставки вакцины для своей деревни. А некоторые, вроде блогера Крумвиде без всякого стеснения извлекают выгоду из пандемии, продвигая бесполезное лекарство за деньги.
Содерберг демонстрирует столкновение интересов и хаос человеческих взаимодействий перед лицом пандемии: военные видят во всем заговор террористов, чиновники боятся введения карантина, чтобы не испортить День благодарения, ученые борются между собой за право первыми изучить новый вирус и найти вакцину, скандальный блогер сознательно обманывает миллионы людей. Жадность, эгоизм и лицемерие усугубляют проблемную ситуацию и стремительно превращают ее в настоящую катастрофу.
Один из главных вопросов, который ставит Содерберг, — это парадокс общественной реакции на пандемию — высокая заразность и летальность вируса вселяет глубокое недоверие людей друг к другу, заставляя их изолироваться от общества. В то же время выживание и ограничение распространения болезни также требуют от людей совместной работы и кооперации.
Второй важный вопрос — это баланс свободы и дисциплины в ответе общества на угрозу пандемии. Эмхофф в исполнении Мэтта Дэймона нарушает закон и присваивает ружье из заброшенного дома своего соседа, чтобы защитить свое жилище от мародеров. Невеста доктора Чивера не может удержаться и разбалтывает своей подруге секретную информацию о грядущем введении карантина. Правительство демонстрирует крайне низкий уровень подготовки к чрезвычайной ситуации и в то же время вводит драконовские меры по борьбе с вирусом, используя браслеты с штрих-кодом для идентификации привитых вакциной, которую распределяют через государственную лотерею.
Содерберг очень удачно сочетает сцены решений высокопоставленных чиновников и реакцию на них в самом низу общества. «Заражение» демонстрирует пандемию со всех сторон, охватывая самые важные ее аспекты, и делает это так гармонично, что у зрителя складывается пугающее ощущение полной реалистичности происходящего.
Автором саундтрека «Заражения» стал бывший барабанщик Red Hot Chili Peppers и кинокомпозитор Клифф Мартинес, работавший вместе с Содербергом над фильмом «Солярис» в 2002 году. Напряженный сюжет «Заражения» требовал особого подхода к ритму саундтрека и именно на этом сосредоточился композитор. Главная мелодия, наращивающая тревожность и темп вместе с распространением вируса, должна была передавать одновременно и страх, и надежду. Для этого он совместил оркестровые элементы с электронной музыкой, меняя их соотношение по мере развития событий.
Премьера «Заражения» состоялась 3 сентября 2011 года на 68-м Венецианском кинофестивале, а мировой релиз стартовал через неделю 9 сентября. «Заражение» окупилось вдвое, заработав 136,4 млн. долл. при бюджете в 60 млн. «зеленых».
Роман Сорокин, tvkinoradio.ru