Ерунда, скажет подкованный читатель. Ведь само определение этого вида включает в себя понятие теплокровности.
Новые виды
Мы помним это еще из школьных уроков биологии. Большинство участников опроса, проведенного BBC, тоже уверены, что это именно так. Но на деле все не так просто. Берингийского суслика, австралийского крылана, мадагаскарского карликового мышиного лемура и некоторых других млекопитающих теплокровными назвать никак нельзя.
К млекопитающим относятся самые разные существа — это и утконосы, и мыши, и слоны, и люди. Большинство из них покрыты шерстью, и все они вскармливают детенышей молоком.
Действительно, все млекопитающие умеют производить тепло — этот процесс называется эндотермией. То есть, у большинства млекопитающих на самом деле теплая кровь, и они умеют поддерживать постоянную достаточно высокую температуру тела, что позволяет им вести жизнедеятельность в разных, весьма широких климатических условиях. Этим они отличаются от холоднокровных животных — рыб, рептилий и амфибий, которые не могут самостоятельно сохранять стабильную температуру тела и полностью зависят от температуры окружающей среды.
Вот почему большинство учебников описывают млекопитающих как теплокровных: это служит их отличительным признаком. Но, как обычно, из каждого правила есть исключения.
Существует множество видов гетеротермных млекопитающих, и их никак нельзя назвать теплокровными. Конечно, они не столь холодны, как рыбы и лягушки, но температура тела некоторых может падать до отрицательных значений.
«Чем больше мы изучаем разные виды млекопитающих, тем больше встречаем гетеротермных животных», — говорит Джастин Бойлз, эколог-физиолог из Университета Южного Иллинойса.
Суслик, а ты та еще льдинка!
Один из самых ярких представителей гетеротермных — беренгийский суслик. Еще в 1989 году физиолог Брайан Бармс из Аляскинского университета опубликовал в журнале Science статью, посвященную этому животному. Барнс изучал период зимней спячки суслика. И выяснил, что беренгийский суслик способен пережить снижение температуры тела ниже нуля — в одном случае она составила минус 2,9 градусов по Цельсию!
Конечно, беренгийский суслик — существо исключительное, но температуру тела могут снижать многие млекопитающие. К примеру, температура тела новорожденных детенышей полностью зависит от температуры окружающей среды. Способность к самостоятельной терморегуляции развивается позже. Точно так же во сне температура тела млекопитающих падает на 1-2 градуса.
Но маленькие животные, например, грызуны, насекомоядные, летучие мыши, сумчатые и даже некоторые приматы, в процессе эволюции выработали умение снижать температуру тела еще сильнее. Это энергосберегающее состояние получило название торпор.
Например, австралийский крылан может снижать температуру тела с 36 до 20 градусов. А мадагаскарский карликовый мышиный лемур проводит в состоянии торпора по 10 часов, в течение которых его температура тела падает ниже 7 градусов.
Некоторые млекопитающие могут впадать в торпор на более длительные периоды. Это называется зимней или летней спячкой. В это время их температура тела снижается еще сильнее.
Существует еще более любопытное млекопитающее. Голый землекоп плохо поддерживает температуру тела. Дело в том, что ему это просто не нужно: большую часть жизни эти животные проводят в подземных туннелях с постоянной температурой от 29 до 32 градусов.
Голым землекопам не нужна эта способность – поддерживать температуру тела, и они не тратят энергию на терморегуляцию. Это яркий пример эволюционной адаптации, а не физиологической ограниченности.
Другой пример млекопитающего, не способного к поддержанию температуры, — капский даман. Эти млекопитающие, в отличие от голых землекопов, живут на поверхности земли, поэтому днем греются на солнце, как и многие рептилии. Это необходимо для выживания. Капский даман является эктотермным организмом, то есть, тепло он получает из окружающей среды.
В одном исследовании появилась гипотеза, что ископаемый вид козла Myotragus balearicus, который жил на Балеарских островах около 3000 лет назад, был полностью эктотермным. Возможно, потому, что в тот период на Балеарских островах пищевые ресурсы были весьма изменчивы, и таким образом животное приспособило свой метаболизм к колебаниям количества еды. Эта гипотеза базировалась на микроструктуре его костей, которая позволила предположить, что процесс роста миотрагуса отличался от такового у млекопитающих и своим медленным и приспосабливающимся к условиям среды темпом напоминал скорее рептилию. Но дальнейших исследований не проводилось, а данных оказалось недостаточно для подтверждения гипотезы об эктотермности.
Один факт остается бесспорным: поддержание постоянной температуры тела требует больших затрат энергии. И удивительно, что мы встречаем так мало гетеротермных животных (впадающих в спячку или оцепенение при неблагоприятных условиях).
Многие виды часто теряют определенные способности, когда не нуждаются в них. Например, животные, обитающие в кромешной тьме пещер, лишаются зрения, им не нужны глаза. А млекопитающие, живущие в условиях стабильных теплых температур, как голые землекопы, не нуждаются в поддержании температуры тела.
По словам Бойлза, современные гаджеты постоянно регистрируют новые паттерны температурных флуктуаций у млекопитающих. Возможно, в следующие 10-15 лет мы обнаружим гораздо больше любопытных животных с «прохладной» кровью.
Евгения Береснева,
scientificrussia.ru