На днях Discovery Channel представил новый документальный фильм «Спасти тигра» — о людях, которые, рискуя жизнью, защищают хищников. Снял картину оскароносный режиссёр Росс Кауфман.
В фильме «Спасти тигра» два героя. Первый – «человек-тигр» Кайлаш Санкхала, который большую часть своей жизни занимался популяризацией проблемы вымирания тигров в Индии. Второй герой – Павел Фоменко, руководитель отдела по сохранению редких видов амурского филиала WWF России. Более 20 лет он занимается спасением исчезающего подвида амурских тигров на Дальнем Востоке. В картине показан самый страшный и переломный момент его жизни.
Росс – американец, который не знает ни слова по-русски, Павел не говорит по-английски. Однако оба очень быстро нашли общий язык. Правда, без Юлии, жены защитника полосатых, сделать это было бы намного сложнее.
«Юлия помогала мне понять своего мужа. Это были диалоги без камеры. Кулуарная работа самая важная, – объясняет Metro (metronews.ru) Росс. – Она помогла узнать, какой Павел внутри – мягкий, страстный, увлечённый. Он очень добрый, и у него прекрасное чувство юмора».
Именно во время съёмок фильма случилось то, что навсегда оставит печать на лице и в сердце Павла. На него напал тигр и едва не лишил его жизни. Произошло это во время очередной вакцинации. Тигр бросился на ограду, за которой находился Павел. «Он пролетел сквозь сетку, как сквозь масло. Целился в шею – хотел убить своим излюбленным приёмом, – говорит зоозащитник, вспоминая каждую деталь. – Но я защитился плечом. Он прокусил его, потом ударил по лицу когтями. Потом по какой-то причине он меня оставил». Павел перенёс 9 операций. Однако полностью реабилитироваться не получится никогда. Дикий хищник нанёс серьёзные увечья.
Этот случай стал уроком для героя фильма и его коллег. Теперь они многое делают по-другому, чтобы избежать подобных ситуаций. «Сейчас, допустим, на все эти процедуры мы выходим только вдвоём. И таких элементов очень много. Правила дорожного движения написаны кровью. Тут та же история», – заключает Павел.
Тигр напал на Павла во время перерыва в съёмках. «Я узнал о произошедшем, когда ехал домой в Нью-Йорк. Продюсер рыдала в трубку, – вспоминает Росс Кауфман. – Мы не знали подробностей, не знали, выживет ли Павел». Поначалу режиссёр поймал себя на мысли, что в нём борется профессионал, который упустил нечто важное для фильма, и человек, сопереживающий герою картины. Тем более что за время съёмок Росс и Павел подружились. «Конечно, я хотел бы снять все важные моменты, – признаётся Росс. – Но опыт показывает, что если что-то пропустишь, то включается креативность и получается даже лучше. Мы не хотели навязываться. Решение о продолжении съёмок полностью оставалось за Павлом. В итоге он согласился, а в фильме всё-таки есть сильный драматический поворот».