Чьи звёздные судьбы повторили герои знаменитой мелодрамы
На днях исполнилось 35 лет со дня выхода на экраны легендарной мелодрамы «Зимняя вишня». Но, несмотря на «возраст», картина по-прежнему пользуется популярностью у зрителей разных поколений. Уж слишком жизненной оказалась ситуация, в которой мечутся главные герои. Может быть, потому, что история любовного треугольника, изложенная в фильме, была знакома практически всем создателям картины и списана с реальных и вполне знаменитых людей?
Тройной удар
Начать с того, что автор сценария Владимир Валуцкий, как и главный герой, много лет метался между женой – звездой «Таганки» Аллой Демидовой и начинающей актрисой Надеждой Репиной. Широкому зрителю она известна по крошечному эпизоду в «Служебном романе», где сыграла подругу секретарши Верочки, которой та пересказывает содержание письма Ольги Рыжовой.
Дороги Репиной и Валуцкого пересеклись в 1974 году в Ялте, где 38-летний сценарист отдыхал в одиночку. Надежда же, не так давно родившая сына своему мужу Андрею Разумовскому, приехала сюда сниматься в мюзикле «Звезда экрана». На одной из актёрских посиделок в местном баре они и познакомились. На прощание обменялись телефонами и, вернувшись в Москву, стали созваниваться. «Он звонил мне ночью, читал какие-то наброски сценариев, делился новостями», – вспоминала Надежда.
Встречались, разумеется, тайком. Если Надежда звонила Валуцкому в тот момент, когда Алла Демидова была дома, он заявлял в трубку: «А-а-а вы-ы не туда п-п-попали…» Позже он стал при жене называть её Михаилом Юрьевичем.
Вскоре Надежда рассталась со своим мужем и стала ждать, когда и Валуцкий последует её примеру. Как и героиня «Зимней вишни», она уговаривала его: «Давай поженимся! Я тебе девочку рожу». Но тот, совсем как герой Соломина, уговаривал её потерпеть и обещал: «Завтра обязательно поговорю с женой!» По словам Репиной, Валуцкий и в самом деле несколько раз порывался поговорить с Демидовой. Правда, перед этим изрядно принимал на грудь для храбрости. Но объяснения не получалось. «Ложись спать, протрезвеешь – поговорим!» – заявляла Демидова. На трезвую же голову объявлять жене о решении уйти Валуцкому, по воспоминаниям Надежды, было страшно.
Репина несколько раз пыталась уйти. Говорят, у неё даже были краткосрочные романы с Никитой Михалковым и Вячеславом Тихоновым. Но потом Валуцкий, как и герой «Зимней вишни», предлагал: «Малыш, давай начнём всё сначала!» И всё возвращалось на круги своя. До тех пор, пока Надежде не сделал предложение итальянец Джорджио. Она всерьёз собралась отправиться с ним в Италию, о чём и сообщила позвонившему под Новый год Валуцкому. Тот заявил, что сейчас немедленно приедет к ней и отныне они всегда будут вместе. У Надежды, по её словам, бешено заколотилось сердце. «Боже мой, любимый позвонил, сделал мне предложение! Я снова умирала от любви», – вспоминала она. Последовали бурные объяснения с Джорджио, после которых тот уехал. Вскоре в квартиру ввалился возбуждённый Валуцкий с игрушечным пистолетом, которым он собирался пугать соперника. Они вместе провели счастливую ночь…
А утром Валуцкий привычно пообещал рассказать всё жене. Чмокнул Надежду со словами «малыш, я тебе вечером позвоню» и ушёл. И тут она, по собственному признанию, окончательно поняла, что будущего у их отношений нет. В итоге спустя время их 14-летний роман так и сошёл на нет, превратившись в сценарий для фильма.
Правда, позже Владимир Валуцкий решительно опровергал, что история «Зимней вишни» имеет под собой реальную основу. «До сих пор появляются какие-то невероятные женщины, объявляющие себя прототипами главной героини. Это неправда. У меня в 1982 году был договор со сценарной студией, сроки поджимали, и я придумал данную историю на едином дыхании за две недели. Типичная картина жизни одинокой женщины с ребёнком, влюблённой в женатого мужчину; любовь, предательство, одиночество», – заявлял он.
Между двух огней
Владимир Валуцкий предлагал сценарий режиссёрам Илье Авербаху и Сергею Микаэляну, но те пытались его изменить, что не устроило сценариста. А вот Игорь Масленников сценарий принял сразу и безоговорочно. Возможно, потому, что ему тема любви к двум женщинам сразу тоже была очень хорошо знакома. Сейчас он говорит, что у него по сути две жены. Первая – Инна, с которой они прожили более 30 лет, вырастили детей, внуков, правнуки пошли. И вторая – Наталья Андреева, родившая режиссёру дочь Катю. При этом с первой женой Игорь Масленников, по его словам, так и не оформил развода. «Потому что она мой верный друг, и это на всю жизнь. Развестись – значит предать», – объясняет режиссёр.
Не понаслышке знал о том, что такое любовный треугольник, и Виталий Соломин, блестяще сыгравший главного героя. Вообще-то знаменитый актёр, как говорят, никогда не славился лебединой верностью. Но в 1979 он не на шутку влюбился в только что пришедшую в Малый театр молоденькую актрису Елену Цыплакову. К тому времени она пользовалась безумной популярностью после фильмов «Школьный вальс» и «Д’Артаньян и три мушкетёра». Роман зашёл настолько далеко, что Виталий Соломин, говорят, всерьёз собирался уйти из семьи ради Елены Цыплаковой. А потом оказалось, что жена любимца зрителей ждёт второго ребенка. Уходить из семьи Соломин, разумеется, передумал. И Елена Цыплакова с ним рассталась.
Словом, за плечами практически всех создателей знаменитой картины был опыт драматичных отношений. Возможно, это отчасти и определило идею фильма.
– Мы втроём – сценарист Володя Валуцкий, режиссёр Игорь Масленников и я – как бы решили сделать фильм-покаяние мужчин перед всеми женщинами, – говорил композитор Владимир Дашкевич, написавший музыку к «Зимней вишне».
Что и говорить – покаяние вышло бесконечно искренним и пронзительным. И, скорее всего, именно в этом и кроется секрет многолетней популярности «Зимней вишни».
Нелла Прибутковская, «Новое дело»