История массового дистанционного подрыва бытовой электроники в Ливане израильским «Моссадом» осенью 2024 акцентировало внимание на угрожающих возможностях IT-сектора. Усугубляют это истории о тотальном мировом кибершпионаже США, настоящие причины ареста владельца «Telegram» Дурова и вызов Китая, брошенный «Starlink» Илона Маска.
Кибертерроризм Израиля и США
Все всё понимают. Да, за нами следят: американские, корейские, китайские гаджеты. Интернет вещей, когда кружка сообщает холодильнику, что ты допил весь кофе и пора его заказать, может перейти в паранойю разной степени тяжести: от «а что именно заказывает холодильник?» и «не манипулирует ли мной умная колонка» до логичного: «А не рванет ли это в любой момент?» Как известно, наличие паранойи вовсе не означает, что за вами не следят.
Массовый взрыв пейджеров 17 сентября 2024 года в Ливане, по официальным данным, унес жизни почти 40 человек, более 3250 были ранены. И это настоящая дистанционная война. Хотя и странная. Тут есть два интересных аспекта. 1. Что об этом думают IT-гиганты? 2. И какие еще уязвимости нужно иметь в виду любому современному государству?
Да, пейджеры — это позапрошлый век, взрывались и ранее, даже управляемо (в фильмах и сериалах 1990-х все это есть), но у страха глаза велики. К тому же, когда периодически становятся известны случаи, когда взрываются китайские смартфоны прямо в руках обывателей или просто на зарядке. А если таких историй будет много? Есть основания предполагать, что IT-гиганты и специальные службы будут глушить волну паники. Мы входим в мир киберфашизма. Через эти компании планируется управлять процессами в экономике, социальной и информационной сфере. Паника опасна.
И все равно ливанская история со взрывом пейджеров будет иметь необратимые последствия. Можно зафиксировать четко данный эпизод как начало сознательного фрагментирования мира теперь и на технологические зоны. Процесс шел и до этого. Но он был больше борьбой за рынки, экономическим огораживанием в торговых войнах. Теперь этот вопрос станет политическим и даже идеологическим. Для гигантов США — это может быть катастрофой. Ну не весь мир им достанется.
Долгосрочно операция израильского «Моссада» выглядит бессмысленной, вредной (исходя из вышенаписанного), хотя технически — любопытная. Известные подробности уже все написали, новые тоже расскажут. Случаев, когда Израиль и США прибегали к кибертерроризму, становится все больше.
В 2014 году американский технарь, экс-сотрудник ЦРУ и АНБ Эдвард Сноуден, через публикацию своих материалов, доводил до широкой общественности, что американская спецслужба АНБ, например, занимается перехватом партий компьютерных комплектующих и устанавливает в них устройства слежения. Т.е. производитель может и не знать (а может и знать). Речь идет о жестких дисках, роутерах и т.п. таких компаний, как «Cisco», «Dell», «Western Digital», «Seagate», «Maxtor», «Samsung» и «Huawei». Локально (ненадолго) доверие к этим компаниям было тогда подорвано.
В 2017 спецслужбы Израиля якобы взломали внутреннюю сеть одной из компаний, занимающейся кибербезом, которая, как писали СМИ США, вроде как похитила у одного из сотрудников АНБ некие секретные документы. Была использована вредоносная программа, схожая с «Duqu». Она в свою очередь, была похожа на программу «Stuxnet», которую США и Израиль вместе применили в 2009 против ядерной инфраструктуры Ирана. Только в январе 2024 голландские СМИ описали подробности того иранского инцидента, с гордостью сообщив, что в операции участвовали спецслужбы их страны. Завербованным стал один из специалистов, имевших доступ на объект в иранском городе Натанзе, он и внедрил вредоносное ПО в компьютерную сеть ядерного комплекса.
Этот аспект проблемы тоже очень важен. Кибербезопасность для государств становится такой же важной задачей, как и надежная ПВО. Не меньше, а иногда и больше. Да, это не пейджеры, это уже инфраструктура сегодняшняя. Взламывать можно не только АЭС, а абсолютно всё вокруг. Весь этот интернет вещей и инфраструктуру страны.
В ИТ-секторе есть не менее любопытные случаи – с использованием нейросетей (или искусственного интеллекта – кому как нравится). Вот, к примеру, подмена реальности в Венесуэле. Поскольку за подстрекательство к протестам есть реальный шанс получить тюремный срок, оппозиционные стратеги для медийного манипулирования освоили новый трюк – создали виртуальных ведущих новостей, таких как Bestie и Buddy, чтобы публиковать в социальных сетях репортажи, критикующие венесуэльское правительство. Этот подход с виртуальными аватарами, являющийся частью проекта «Операция Ретвит», позволяет им говорить практически все что угодно, избегая ответственности. «Операция Ретвит», в свою очередь, является частью инициатив #VenezuelaVota и #LaHoradeVenezuela. Впервые информация об этом появилась 16 августа 2024 года на телеканале CNN, который является рупором глобалистов. Эпизоды «Операции Ретвит» транслируются на различных цифровых платформах, включая X, «YouTube», «TikTok», «Facebook» и «Instagram». На этих каналах аватары искусственного интеллекта делятся информацией по актуальным темам Венесуэлы. Первый эпизод, вышедший 14 августа 2024, был посвящен количеству задержанных после президентских выборов и тому, как политический кризис в стране влияет на экономику. Естественно, все это показано не с позиции верховенства права и суверенитета, а с точки зрения оппозиции и интересов главных зачинщиков текущего кризиса – США. Вероятно, что и сам метод был подсказан спонсорами из Госдепартамента США.
Стратегия в целом довольно инновационная, в том числе в вопросах ухода от ответственности. Ведь если обычного ведущего можно привлечь за высказывания, которые явно противозаконны, то как поступать в отношении виртуального аватара? Нужно искать его создателя и редакторов, что явно затрудняет следственные действия.
К слову, в октябре 2024 года в Бразилии закончилась война Илона Маска за «свободу слова в Х» с Верховным Судом страны. Закончилась за полтора месяца не просто разгромной победой бразильцев, а демонстративным унижением Маска. Он не только в итоге заблокировал ряд профилей оппозиционных политиков, журналистов и экспертов — изначальное требование бразильской власти, ибо «свобода — это не вседозволенность», а ещё и выплатил бразильскому государству почти 5 млн. долларов в качестве штрафа (за первоначальный отказ выполнить решение Верховного Суда Бразилии о блокировке оппозиционеров) и оплаты за разблокировку самой соцсети X в Бразилии.
Киберфашизм наносит удар
Арест владельца «Telegram» Павла Дурова в Париже в августе 2024 – событие, выходящее за рамки формальных обвинений. И не надо сводить все только к принципиальной позиции Дурова по «свободе слова». Забавно, что только после ареста интервью Дурова американскому журналисту Такеру Карлсону начали разбирать на цитаты. Оказывается, спецслужбы США пытались проникнуть в «Telegram» и установить бэкдоры.
Современная структура мира — это сочетание контроля за ключевыми отраслями мировой экономики и подкрепление этого контроля необходимыми политическими решениями. С середины 1970-х атлантическая элита воспринимает интересы транснациональных корпораций как государственные. В Европе же у руля просто их глупые наемные менеджеры.
Мировая нефтяная отрасль, банковский и финансовый сектора, страховой, трейдинг сырьем (покупка-продажа на финансовых биржах), фарма (производство лекарств), инжиниринговые компании (инженерная деятельность), кино и медиа — все это сегодня контролируют глобальные компании с пропиской в США или Лондоне. Но особняком стоит IT-сектор (сектор информационных технологий). Поскольку мир движется от капитализма к новой формации — к кибер-, техно-, биофашизму (подробно об этом рассказывают умные люди давно), уже сейчас — и в тактических геополитических целях, и в стратегических социально-геоэкономических — необходимо брать под контроль ключевую для будущего индустрию.
Соцсети и маркетплейсы (интернет-магазины) будут главным инструментом контроля: инфополя (а значит, смыслов), экономики (а значит — потребления), политики, развлечений (а значит, образа жизни).
С маркетплейсами, в целом, всё под контролем США. А вот с глобальными соцмедиа — основой современного инфополя — сложнее. Есть играющие в общую игру «Facebook», «Instagram», «YouTube», мессенджер «WhatsApp» и другие — это база контроля. А есть те, кто бросил вызов.
Проблемы, как у Павла Дурова, предрекают уже и владельцу соцсети X — Илону Маску. Соцсеть Х (бывший «Твиттер») является основным источником новостей для огромной аудитории. Подписчиков официально более 1 млрд. (допустим, что 30 процентов — это боты и т.п.). Это огромная аудитория в руках человека, сделавшего ставку на иной концепт развития мира.
Серьезные проблемы ещё до Дурова возникли у китайцев. США законодательно решили запретить «TikTok». Он — угроза госбезопасности США и отказывается передавать данные на их пользователей. В 2024 количество пользователей «TikTok» будет более 2 млрд. – примерно 1/4 населения планеты. Это все еще самая быстрорастущая соцсеть. Более 2/3 аудитории — в возрасте от 18 до 34 лет. И это не тинейджеры (подростки), а пассионарная аудитория. 54,3% мужчины. Примечательно, что первым делом в США ее запретили не в школах, а еще в 2019 — в армии. Сейчас будут банить и в ЕС. Заметьте, не арестовывать владельцев — с китайцами так не проходит, а запрещать. Дело «TikTok» сейчас в активной стадии: суды, принуждение к продаже… Т.е. процесс параллельный.
И вот «Telegram» — 8-я платформа в мире, общее количество пользователей в 2024 уже 1,5 млрд. (активных 900 млн. в месяц). Ожидается рост до 2,3 млрд. в 2025. Забрать эту инфраструктуру и тактически, и стратегически важно. И, обратите внимание, и «TikTok» имеет внутреннюю валюту, и в 2023 в «Телеграме» появился кастодиальный криптовалютный кошелёк, то есть, управляемый третьей стороной.
США очень не любят такие вещи. Маску не разрешили крипту в его соцсети, Дурова в США попытались нагнуть с токеном gram. У США иные планы на крипту и ЦФА (цифровые финансовые активы).
Все же понимают, что это не инициатива Франции — задержать Павла Дурова? Нет независимой Франции.
«Телеграм» как бизнес и глобальный проект
После допроса Дурова взяли под судебный надзор, запретили покидать Францию, назначили залог 5 млн. евро и вменили обязательство отмечаться в полиции дважды в неделю. Но дело не в позиции самой Франции и страхах ее спецслужб. Дело в самой технологии «Telegram», его успехе и смежном проекте TON.
И, к слову, интересна история с иском некой Ирины Болгар, которая называет себя матерью троих детей Павла Дурова. Он, дескать, вел себя мерзотно, не платил алименты, требовал, чтобы она вместе с детьми переехала в ОАЭ. Ранее сообщалось, что Болгар в 2023 подала против Дурова уголовный иск в Швейцарии. Сама по себе эта история выглядит, как «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Но вкупе с парижским инцидентом она приобретает другой смысл. Если кто-то, не дай бог, имел дело с большими активами и семейными разборками одновременно, тот знает, что такого рода гражданские иски — способ не дать слить акции и продать бизнес. Одним словом, с этой стороны организаторы подстраховались.
Посмотрим на «Telegram» как на корпорацию.
Инвесторы, которые финансировали компанию и ждали потенциального IPO (продажи акций, а она должна была быть), оптимизм подрастеряли. Отдельно надо обсуждать будущее платформы TON, с капитализацией 14 млрд. долл., которая все теснее начинает интегрироваться с «Телеграмом» через игры, платежи и рекламную сеть. Западные аналитики, как по команде, начали писать об «экзистенциальном кризисе» компании. Несмотря на бешеный рост, «Telegram» давно борется за монетизацию платформы.
Дуров не хотел проводить IPO или продавать долю. В 2018 он попробовал провести первичное размещение своей крипты (ICO) — предлагая токены вместо акций. Успех был бешеный, платформа смогла привлечь 1,7 млрд. долл. Но Комиссия по ценным бумагам и биржам США оказалась не в восторге от этого. В 2019 агентство подало в суд на «Telegram», компании пришлось возвращать инвесторам деньги. Вернули 1,2 млрд. долларов.
Инвесторам за пределами США Дуров предложил конвертировать их вложения в облигации. По условиям покупки долговых бумаг инвесторы получали скидку в 10% на акции, когда/если «Telegram» будет готов стать публичным. «Telegram» собрал 1 млрд. долларов через размещение облигаций, 150 млн. долларов от «Mubadala» и «Abu Dhabi Catalyst Partners» в начале 2021. Еще 210 млн. долл. в 2023, 330 млн. долл. в 2024 году и т.д.
Опуская лишние подробности, в марте 2026 «Telegram» нужно будет гасить облигаций на 2,35 млрд. долларов. Возможно, выпускать новые, возможно, выходить на биржу и облигации тогда конвертируются в акции. Но как теперь выходить на IPO или долговой рынок, если глава компании под следствием? А гражданские иски связывают его по рукам и ногам лично…
Значит, получается красиво. «TikTok» они велят продать американским инвесторам, «Telegram» просто можно довести до банкротства и взять за 5 центов. Как говорила старуха Шапокляк: «Прохожий нагибается, а кошелёк убегает! Здорово? Здорово, а?» Так, вот, нагнули ли прохожего и убежит ли криптокошелёк — это миру теперь и предстоит узнать… Начинается самое интересное. Есть версия, что это будет «продажа воздуха», а не сдача ключей…
«Starlink» США против G60 Китая
«Google» утверждает, что у них 2,5 миллиарда пользователей. То есть, 2,5 миллиарда человек находится под колпаком структуры, которая собирает на них данные, может заниматься социальным инжинирингом и т.д.
Тем временем европейское СМИ «EU Reporter» пишет, что в последние годы все большее число реальных случаев показывает, что правоохранительные органы США не только злоупотребляют властью или ведут незаконную слежку за гражданами и частными предприятиями, но и по собственной воле пресекают новую процветающую электронную коммерцию и финансовые услуги, даже используя эти преимущества в своих интересах.
Прикрываясь так называемой «борьбой с терроризмом», внутренней преступностью и опасениями иностранного вмешательства в выборы в США, правоохранительные органы Соединенных Штатов проводят крупномасштабные операции по мониторингу за неамериканцами внутри страны и за рубежом.
Статистика за период с 2015 по 2023 год показывает, что каждый год правоохранительные органы США запрашивают у главного почтового отделения десятки тысяч писем, посылок и информации от американцев.
Обнародованный Офисом директора АНБ США законодательный документ свидетельствует о том, что правоохранительные органы в Соединенных Штатах массово злоупотребляют мониторингом баз данных, содержащих частную переписку граждан США, проводят поиск, передачу и проверку нескольких сотен тысяч личных электронных писем, текстовых сообщений и других средств связи без какой-либо разумной причины.
Нарушения, совершенные правоохранительными органами США, тесно связаны с разделом 702 закона США о внешней разведке и наблюдении, принятого в 2008 году. Первоначально законопроект был направлен на борьбу с терроризмом, но теперь он стал законодательным инструментом, использующим и передающим данные американских компаний, таких как «Google» и «Facebook», а также телекоммуникационных провайдеров, таких как AT&T, для выдвижения различных политических обвинений против политически значимых компаний и частных лиц.
И ещё пару слов про Интернет. 5 августа 2024 года Китай начал реализацию проекта по созданию спутниковой системы для Интернета. На низкую околоземную орбиту было выведено 18 аппаратов и в 2024 году их планируется разместить около сотни. Всего к 2030 г. по замыслу будет 15 тысяч спутников. Это «мегасозвездие» под названием G60 является альтернативой «Starlink» Илона Маска (читай: США) и уже вызвало бурю возмущения на коллективном Западе. Там пугают созданием великого космического брандмауэра, который несёт угрозу западным «демократиям». Поскольку Китай отстаивает принцип суверенного интернета, глобалисты это приравнивают к цифровому авторитаризму, с которым они призывают бороться. К слову, 7.540 спутников американской «Starlink» на декабрь 2024 года уже находится на орбите Земли. В конечном итоге «SpaceX» Илона Маска планирует создать огромное «созвездие» из 12 тысяч спутников, количество которых может быть увеличено до 42 тысяч. И спутниковая сеть «Starlink» используется не только как высокоскоростной Интернет для любого человека на планете Земля, но и в военных целях США.
И да, издание «South China morning post» сообщило, что Китай планирует запустить в 2027-2028 году спутниковую группировку на квантовой связи, которая будет более надёжно защищена, а также встроена в наземные системы.
В технологическом и геополитическом плане всё это говорит о борьбе за гибридный фронтир в космосе и киберпространстве.
Источник: t.me/alexbobrowski, t.me/glebsmith77, «ФСК», t.me/kyber_net, starwalk.space