Топ-100

Вращение Земли повлияло на древнее вымирание

Одним из самых значительных кризисов в истории жизни на Земле было девонское вымирание, которое происходило 376-360 миллионов лет назад.

В тот период исчезло примерно 70 процентов видов животных — анализ геологических пород показывает, что животные буквально задыхались из-за резкого снижения уровня кислорода в океане. Ученые выяснили, какое влияние на этот процесс оказывало вращение Земли, пишет planet-today.ru.

Предполагается, что девонское вымирание было связано с бурным развитием сосудистых (высших) растений, которые начали глубже проникать в почву и создавать первые настоящие леса. Растения стремительно вымывали из грунта питательные вещества, которые позже оказывались в океане, где провоцировали цветение планктона, который в итоге оказывался на дне в виде огромной разлагавшейся биомассы. Процессы разложения расходовали кислород в воде быстрее, чем его уровень пополнялся, и это провоцировало дефицит необходимого для жизни газа. Считается, что это и стало главным фактором вымирания.

Новое исследование показало, что на процесс воздействовала прецессия земной оси — колебания вращение планеты. Ученые из Университета Алабамы, группу которых возглавил геолог Мань Лу, изучили древние отложения и обнаружили закономерности во всплесках цветения планктона — поступление питательных веществ в океан происходило 17-21-тысячелетними циклами. «Прецессия влияет на распределение тепла, осадков и ветров. Вряд ли она была основным драйвером вымирания, но она оказала определенное влияние на этот процесс», — говорят ученые.