Ее танцевальные вариации называли легендарными — или просто «вагановскими». Разработанная Вагановой методика преподавания танца стала основой мировой балетной педагогики, а ее ученики покоряли самых взыскательных зрителей по всему миру.
«Госпожа Ваганова ужасна!»
Агриппина Ваганова родилась 26 июня 1879 года, она была младшей из трех дочерей. Ее отец, Акоп Ваганов, служил унтер-офицером в Астрахани, а в Санкт-Петербург переехал после отставки. Там он работал капельдинером в театре. Семья жила в стесненных обстоятельствах, им приходилось ютиться в одном из подвалов на Офицерской улице.
Ваганова с детства мечтала танцевать. Когда ей исполнилось 10 лет, она поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. Привлекало будущую танцовщицу и то, что успешных учениц принимали на полный пансион — так она могла избавить свою семью от лишнего рта: «Бедность в танцевальном училище была неуместна, и ее невероятно стыдились. При всей детской любви к сладкому, мы — дети бедных родителей — копили излишки сахара и передавали их домой, часто скрывая это друг от друга. Как меня мучила моя бедность, как я постоянно скрывала отсутствие у меня даже мелочи на необходимые расходы».
Безмерное трудолюбие и осмысленный подход к занятиям сделали ее одной из первых учениц в классе. Уже к концу первого года обучения девочка пыталась соединить движения в одно целое, «танцевальный сюжет». Вскоре она вместе с другими ученицами стала принимать участие в спектаклях театра. Особый интерес у нее вызывали репетиции «Лебединого озера». Через много лет Ваганова создала свою версию этой постановки.
На выпускном экзамене она получила 11 баллов из 12. В ту пору Агриппине Яковлевне было шестнадцать лет, на сцену брали с семнадцати. Ей пришлось целый год оставаться в училище в роли старшей ученицы. Но еще более обидело ее то, что приглашенный для работы с юными балеринами итальянский педагог Энрико Чекетти почему-то не смог зачислить ее в свой класс, хотя выразил желание видеть в числе учениц.
В 1897 году она была зачислена в труппу Мариинского театра в качестве артистки кордебалета. В эти годы там царил ведущий балетмейстер Мариус Петипа. Он приветствовал изящество и женственность на сцене. Отточенный классический танец Вагановой, ее суховатый академизм казался ему бесперспективным, как и сама балерина. Если в афише стояло её имя, он сообщал друзьям: «Госпожа Ваганова ужасна! На этот балет не пойду!» Все восторги зала он относил к тому, что, мол, в зрителях сидели подсадные утки.
«Про тело она знала всё»
Со временем Агриппина Ваганова научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой фигуры с крупной головой, тяжелыми мускулистыми ногами на свою технику. Однако, несмотря на все высокие оценки, сольных партий танцовщица так и не получала. Позже она напишет в своих воспоминаниях: «Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины».
В эти годы Ваганова познакомилась с отставным полковником Андреем Померанцевым и стала его гражданской женой. В 1904 году у танцовщицы родился сын Саша. Когда ее сестра умерла, они с мужем взяли в семью оставшихся сиротами племянников.
В 1914 году Агриппине Вагановой предложили станцевать партию в «Шопениане». Вышло это случайно: Тамара Карсавина, исполнявшая в постановке главную роль, подвернула ногу. Ваганова вспоминала: «Мне, не избалованной судьбой на сцене, улыбнулось большое счастье. Моя «дерзость» понравилась, успех был большой». Однако даже после триумфа на организованные Сергеем Дягилевым Русские сезоны ее не пригласили. Только через год ей дали сольную партию в балете «Ручей», который имел оглушительный успех. Потом Ваганова играла Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» и Царь-девицу в «Коньке-Горбунке».
В 1914 году артистке исполнилось 36 лет. Ее карьера в Мариинском театре закончилась за выслугой лет. Покинув сцену, занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после 1917 года, была приглашена Александром Облаковым – у которого сама когда-то училась — на работу в Петроградское театральное училище. К сожалению, муж Вагановой умер в Рождество 1917 года (возможно, покончил с собой).
А Агриппина Ваганова, преподавая хореографию, поняла, что учить танцам — это ее призвание. Она познавала возможности человеческого тела, формулировала для себя законы работы с ним, составляла оптимальное расписание занятий. Одна из лучших ее учениц Марина Семенова позднее вспоминала: «Она требовала, чтобы в танце образ, эмоции, содержание передавались всем телом: ведь тело — наш инструмент. И потому она заботилась о том, чтобы этот инструмент был развит до совершенства».
Созданный ею учебник «Основы классического танца» был впервые издан в 1934, выдержал несколько изданий и переведен на многие языки мира. В предисловии к книге Ваганова писала: «Мы бережно охраняем классику, но думаю, если бы встали из могилы Дидло, Тальони-отец, Перро — они не признали бы своего детища. Время делает свое, всё совершенствуется. Тем более неизбежно стремимся к совершенству мы, танцовщики. Каждый день в экзерсисе мы имеем дело с одним и тем же материалом и невольно отделываем свою технику все больше и больше. Работая над своим методом преподавания, я пыталась зафиксировать основания науки танца, свои достижения, все то, к чему привел меня многолетний опыт танцовщицы и педагога».
Ваганова поняла: то, на что не обращали внимания предшественники — корпус, спина, руки, и есть основа, позволяющая добиться полной свободы движения, вращения, прыжков. Мало того, она знала, как распределить силы, как чередовать упражнения. Ее ученицы позже скажут: «Про тело она знала всё».
В 1931 году Агриппина Ваганова стала художественным руководителем балета Мариинского театра. Спустя два года она поставила на его сцене «Лебединое озеро». В 1937 году Ваганову освободили от должности и предложили вернуться к преподаванию. Она умерла после тяжелой болезни 5 ноября 1951 года. На надгробии балерины изображена танцовщица с книгой в руках.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Суперстиль» , Culture.ru