О своих планах Алисия Алонсо говорила: дожить до ста лет и продолжать танцевать, видеть жизнь и не потеряться в ней. Увы. 17 октября 2019 года легенда мирового балета Алисия Алонсо скончалась. Ей было 98 лет. 88 из них великая кубинская балерина, хореограф и педагог, чьё имя, по словам Владимира Васильева, «вписано золотыми буквами в историю мирового балета», отдала балету.
Младшая дочь выходцев из Испании офицера Антонио Мартинеса Арредондо и портнихи Эрнестины дель Ойо-и-Луго вышла на балетную сцену в 9 лет. Но танцевать начала ещё раньше: «В детстве, чтобы заставить меня угомониться, был только один способ – запереть меня в комнате, где играет музыка. И все знали, что я ничего не натворю там, потому что танцую. Делая разные движения, я воспроизводила в танце то, что чувствовала». В 1931 году родители определили её в гаванскую школу классического танца Общества музыкального искусства, где её первым педагогом стал эмигрант, уроженец Одессы Николай Петрович Яворский.
Её первый серьёзный дебют состоялся 26 октября 1932 года. Это была партия принцессы Флорины в «Спящей красавице» Петра Ильича Чайковского.
А через четыре года Яворский, знакомый с руководителями «Русского балета Монте-Карло», гастролировавшего в Гаване, смог обеспечить своим лучшим ученикам поездку во Францию и переход в высокопрофессиональную труппу «Русского балета».
Но на следующий год случилась… любовь. 16-летняя Алонсо влюбилось в однокашника Фернандо Алонсо и вышла замуж. Пара переехала в Нью-Йорк, надеясь начать там профессиональную карьеру. С карьерой пришлось подождать: в 1938 году Алисия родила дочь Лауру. Но продолжила обучение в Школе американского балета, а потом уже в Лондоне, у Веры Волковой.
Представители старой школы вообще оказали большое влияние на творчество Алонсо. Она работала с Михаилом Фокиным, Джорджем Баланчиным, Леонидом Мясиным, Брониславой Нижинской, Игорем Юшкевичем и другими легендарными постановщиками.
А её мировая слава началась с роли Жизель, в которой она 2 ноября 1943 года заменила Алисию Маркову (имя дал артистке «Русского балета» Лилиан Маркс Сергей Дягилев). Критики сразу же объявили Алонсо звездой и драматической танцовщицей, обладающей суперчистой техникой.
А ведь в это время Алисия уже начала слепнуть. Врачи поставили диагноз – отслоение сетчатки. Ей сделали несколько операций, но они помогали лишь на время. После одной из операций она пролежала в постели совершенно неподвижно целый год. Врачи поставили крест на её карьере, но Алисия решила не сдаваться. Она вспомнила: «Я танцевала в уме. Ослеплённая, неподвижная, лёжа на спине, я научила себя танцевать Жизель». Хореографы и муж приходили к ней и объясняли ей па для партии, движения ног она разучивала на пальцах рук.
И Алонсо победила. К концу 1940-х годов Алисия станцевала все главные партии мирового балета, ей рукоплескали Хельсинки и Буэнос-Айрес, Нью-Йорк, Лондон и Токио, Москва и Мельбурн. Она танцевала Жизель, Одетту и Одилию, Сванельду из «Коппелии», Медею, Кармен, Джульетту… И восторженная публика даже не догадывалась, что для того, чтобы компенсировать только частичное зрение в одном глазу и отсутствие периферийного зрения, для балерины устанавливали мощные прожекторы разных цветов, которые служили ей ориентиром для движений. Вдобавок скрывать проблемы со зрением Алисии помогали её партнёры.
Уникальность балерины заключалась ещё и в том, что она танцевала вплоть до 1970-х. Кроме того, вернувшись на родину в 1959, она с нуля создала Национальный балет Кубы, названный «Кубинским чудом Алисии Алонсо». И много лет возглавляла его, воспитав несколько поколений кубинских танцовщиков, гастролируя не только по всему миру, но и по глубинке страны, где труппа выступала прямо на заводах и фабриках либо на временных сценах под открытым небом. Слава Алонсо на Кубе сравнима едва ли не со славой Фиделя Кастро.
Об Алонсо написаны книги, сняты документальные фильмы, её именем назвали духи. Но, пожалуй, главное – её дело продолжают дочь Лаура и внук Иван Монреаль-Алонсо.
Маргарита Дорштейн, РГ/РБ