Его картины оставили своеобразный след в кинематографе
Бернардо Бертолуччи не обучался режиссуре в институтах, однако, ленты итальянского мэтра оставили след в искусстве.
«Итальянская пресса моментально возненавидела меня»
Режиссер родился 16 марта 1941 года в Парме. У Бернардо было два брата — старший Джованни и младший Джузеппе, оба стали деятелями кино. Отец – профессор, кинокритик и поэт – брал малолетнего Бертолуччи не только на премьерные показы лент, но и на съемки. Мать работала учительницей и также поощряла интерес сына к кинематографу.
При этом в ранней молодости будущий режиссер хотел стать поэтом и даже получил две литературные премии, а также изучал философию в Римском университете. Однако любовь к кино победила остальные увлечения юноши. В 21 год Бернардо бросает вуз, чтобы снять первый полнометражный фильм. К этому моменту в биографии Бертолуччи уже имелись любительские ленты и работа ассистентом на картинах Пазолини.
Первая полнометражка Бертолуччи «Костлявая кума» — детективный триллер об убийстве «ночной бабочки». Лента «Перед революцией», снятая через два года, гораздо дальше от кинематографического мейнстрима — это осовремененная интерпретация романа Стендаля «Пармская обитель», рассказывающая о юноше, который, протестуя против буржуазной морали, рвет отношения с невестой и вступает в связь с тетушкой. Фильм был снят под влиянием кинорежиссера Жана-Люка Годара, стоявшего у истоков французской «новой волны» в кинематографе. «Я думал, что весь кинематограф разделен на кино до Годара и после. Это как Старый и Новый завет, — вспоминал режиссер позднее. — После первой картины, «Костлявой кумы», я давал интервью на французском. На вопрос журналиста «Почему?» ответил, что французский — язык кино. Итальянская пресса моментально возненавидела меня».
Картины Бертолуччи всегда интересны актерскими работами. Режиссер умел попадать в характер при выборе артиста на роль и работать с актерами на площадке, добиваясь подчас невероятных результатов. О кастинге Бертолуччи говорил, что прежде всего ищет индивидуальность, внутреннее богатство и «возможность раскрыть глубоко личные вещи для того, чтобы они стали частью характера экранного персонажа». На площадке режиссер был готов предоставлять исполнителям свободу, разрешал импровизировать. Впрочем, это не исключает режиссерской жестокости и волюнтаризма.
«Любви нет, есть только подтверждения этого чувства»
Задолго до Ларса фон Триера и Гаспара Ноэ именно Бертолуччи слыл главным провокатором и возмутителем спокойствия на кинематографическом ландшафте Европы. Даже сегодня зрителя шокирует степень насыщенности фильмов Бертолуччи эротизмом и сексуальным перверсиями, а также психологическими вывихами киноперсонажей. Неудивительно, что лента «Последнее танго в Париже» была сочтена порнографической. Где-то ее порезала цензура, а где-то картина и вовсе была запрещена, в том числе в Италии, Португалии, Сингапуре, Чили. На родине режиссера вместе с продюсером и Брандо даже приговорили к условным срокам. Позже из-за провокационных сексуальных сцен шумихой сопровождался выход «Двадцатого века» и «Мечтателей».
Впрочем, Бертолуччи провоцировал не только эротизмом. Кто-то не выдерживал обилия ненормативной лексики в картинах режиссера. А многим казался неудобным его подход к некоторым темам, вроде исследования корней фашизма в «Конформисте» и «Двадцатом веке» с позиции фрейдизма.
Бернардо дважды вступал в брак, но оба союза не принесли кинематографисту детей. Первая спутница жизни – итальянская артистка Адриана Асти – была старше режиссера на 8 лет и к моменту съемок в фильме Бертолуччи «Перед революцией» уже мелькнула в звездной ленте Лукино Висконти про боксера Рокко. Семейный союз просуществовал 5 лет. Вторая жена – сценарист и режиссер, уроженка Танзании Клер Пиплоу. Этот брак выдержал проверку временем и продлился 40 лет, до смерти Бертолуччи.
В целом о личной жизни режиссера известно мало. Кинематографисту приписывают роман с художницей Марией Паолой Майно. Бернардо был увлекающимся человеком, однако влюблялся не столько в людей, сколько в идеи – поклонялся фрейдизму, от атеизма, исповедуемого в молодости, перешел к буддизму. Но главной страстью Бертолуччи был кинематограф. Режиссер считал, что «любви нет, существуют только подтверждения этого чувства», а запреты провоцируют людей на борьбу со скукой.
Он признавался, что не раз обращался к психоаналитику: «К 28 годам я уже снял три фильма и чувствовал себя некомфортно, не в своей тарелке. Так, будто я кричу во весь голос посреди пустыни, и никто не слышит меня. Во время терапии мне показалось, будто анализируют не только меня, но и мои фильмы. Фильмы — огромная часть меня, я практически не вижу разницы между нами».
В конце 1980-х Бертолуччи переехал в Великобританию. Там он снял картину «Последний император», получившую две награды кинопремии «Оскар» (за лучший фильм и адаптированный сценарий), четыре номинации на «Золотой глобус» и премию «Сезар». С начала 2000-х в результате неудачной операции на позвоночнике Бертолуччи превратился в инвалида-колясочника. После нескольких лет отчаяния и затворничества режиссер вернулся в кино и снял свои самые светлые ленты.
Классик в интервью говорил, что хочет ознаменовать 80-летний юбилей очередной кинематографической премьерой. Но эти планы не сбылись. Бернардо умер в сентябре 2018 года от рака.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам http://TvKinoradio.ru , http://24smi.org