Звездами ленты должны были стать совсем другие актеры
Комедия Александра Серого «Джентльмены удачи», снятая в 1971 году, — один из самых успешных фильмов кинематографа.
Серый вместо Данелия
Идея фильма принадлежит известному кинодраматургу Валентину Ежову, по чьим сценариям сняли больше 50 картин. Он рассказал о своих набросках уже известному на тот момент режиссеру Георгию Данелия и предложил взяться за фильм. Первоначальный вариант Ежова предполагал, что бандитов будет перевоспитывать добрый капитан милиции, но в итоге главным героем комедии стал воспитатель детского сада, противостоящий своему антиподу — закоренелому рецидивисту по кличке Доцент.
Данелия приступил к написанию сценария вместе с писательницей Викторией Токаревой и сам готовился взяться за съемки, но затем предложил стать режиссером своему другу Александру Серому. Серый, учившийся вместе с Данелия на Высших режиссерских курсах, только окончив учебу, угодил в тюрьму за нанесение тяжких телесных повреждений едва знакомому сопернику, к которому приревновал свою возлюбленную. Отсидев 4 года, Серый вернулся в профессию, выступая постановщиком и помощником режиссера на разных картинах. В случае с «Джентльменами удачи» Серый был утвержден на должность режиссера картины, а Данелия стал ее художественным руководителем.
Отказ Миронова, Никулина и Быкова
Первый сценарий, утвержденный Госкино под названием «Рецидивист», значительно отличался от финального варианта. Персонажи, составлявшие шайку закоренелых уголовников, писались под конкретных актеров: фальшивомонетчика по кличке Миллиметр должен был сыграть Ролан Быков, профессионального многоженца-альфонса — Юрий Никулин, Андрей Миронов предполагался на роль угонщика Пижона, а Савелий Крамаров идеально подходил на роль мелкого карманника по кличке Косой.
С претендентом на главную роль определились сразу — Данелия выбрал Евгения Леонова, с которым уже работал на своих картинах «Тридцать три» (1965) и «Не горюй!» (1969). А вот с остальными персонажами возникли проблемы. Миронов отказался сразу, его плотный график не позволял взяться ещё за одну работу, Никулин был занят на съемках «Стариков-разбойников» (1972), Быкова ждали съемки в картине «Корона Российской империи» (1971). В итоге в киносценарии остался лишь жулик Косой, а остальных персонажей переписали. После долгих проб на роль второго соучастника Доцента — Хмыря — взяли Георгия Вицина, а роль Василия Алибабаевича досталась Раднэру Муратову — актеру, снимавшемуся до этого преимущественно в эпизодических ролях. В фильме Серого он также должен был сыграть эпизодическую роль начальника тюрьмы, но Фрунзик Мкртчян, утвержденный на роль Василия Алибабаевича, не смог вовремя явиться к началу съемок, и режиссер Александр Серый заменил его на Муратова.
Своенравный верблюд и настоящий пожар
Съемки «Джентльменов удачи» заняли всего три месяца — с декабря 1970 по апрель 1971 года. Сцены побега снимали в окрестностях Самарканда, а тюремные кадры — в действующем Каттакурганском следственном изоляторе. Женщин из съемочной группы туда не пустили, а актеров и операторов всюду сопровождали сотрудники милиции.
Съемки изобиловали сложностями. Своенравный верблюд по кличке Алмаз, снимавшийся в стартовых сценах фильма, оказался очень капризным актером. Проживший всю жизнь в самаркандском зоопарке, Алмаз не привык ходить в поводу и все время норовил скинуть наездников. Большого труда режиссеру стоило уговорить Леонова взгромоздиться на верблюда и пройти несколько десятков метров для начальных кадров фильма. Потом верблюда долго пытались заставить плюнуть в Косого — Крамаров старательно кривлялся перед животным, чтобы спровоцировать, но ничего не получалось. В конце концов, операторы поймали кадр с жующим Алмазом и затем смонтировали врезку с Крамаровым, облитым пеной для бритья, — получилось очень реалистично.
Одной из самых проблемных сцен стали съемки побега в цементовозе. Внутренний «интерьер» снимали в мосфильмовском павильоне и долго не могли подобрать подходящий состав, который бы достоверно имитировал жидкий цемент. В итоге кто-то подсказал использовать хлебную закваску, ее подкрасили луковой эссенцией, и она стала выглядеть точь-в-точь как надо. Когда съемки эпизода закончили, оказалось, что Вицин не торопится вылезать из цистерны — кто-то в шутку сказал ему, что хлебная закваска полезна для кожи и продлевает молодость, так что он стремился сполна использовать представившуюся возможность оздоровиться.
К съемкам московских сцен приступили в феврале, но, как назло, в городе стояла нетипично теплая погода, и Серому никак не удавалось получить яркие зимние кадры. Вместо пушистых белых сугробов и легкого морозца, зима 1971 года могла обеспечить только ветер с холодным дождем. Тогда съемочная группа уехала в Самарканд, чтобы отснять эпизоды побега, как вдруг в конце марта из Москвы приходит срочная телеграмма: «Выпал снег, срочно приезжайте!» Логистика в мосфильмовской команде была отстроена отлично — в течение недели вся аппаратура и персонал оказались в Москве, и за пару недель нужной погоды Серому удалось переснять часть важных сцен — как беглецы проводят время на профессорской даче и как Доцент извлекает шлем Александра Македонского из проруби.
Одна из самых ярких сцен фильма родилась благодаря недисциплинированности актеров. Раднэр Муратов опоздал на съемки зимней зарядки во дворе профессорской дачи и был не в курсе, что Леонов, Вицин и Крамаров договорились не раздеваться на морозе в минус 17 градусов. Как только Серый скомандовал «Мотор!», Муратов скинул с себя рубашку и вбежал в кадр, остальным ничего не осталось, кроме как последовать его примеру. Тогда Крамаров схватил пригоршню снега и принялся тереть Муратова в отместку за его фокусы, Вицин не растерялся и проделал то же самое с самим Крамаровым. В итоге Серому это так понравилось, что сцену пересняли с репликой Леонова о водных процедурах.
Впечатляющую сцену с пожаром в заброшенном доме, служившим укрытием бандитам, снимали без всяких спецэффектов. Когда Василий Алибабаевич готовит ужин для троицы сообщников, ходивших на встречу с гардеробщиком концертного зала, керосинка взрывается, и весь дом охватывает пожар. «Мосфильм» договорился с московскими властями о выделении для съемок готовящегося к сносу дома на пересечении Старопименовского и Воротниковского переулков в районе метро Маяковская, и для эффектного кадра здание подожгли по-настоящему. Директор картины Александра Демидова вспоминала, что операторы настолько увлеклись съемкой эпичной сцены (еще бы, не каждый день выпадает возможность снимать настоящий масштабный пожар), что их буквально за шиворот пришлось оттаскивать от огня. Фото: http://mosfilm.ru
Роман Сорокин http://Tvkinoradio.ru