Знаменитый композитор мирового кино умер в Риме в возрасте 91 года.
Обладатель двух премий «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе, он работал до последнего. Причиной смерти стали осложнения после падения и перелома. Морриконе умер в римской больнице. Его музыку знают и любят миллионы слушателей по всему миру. Зрителям композитор запомнился по пронзительным мелодиям к французскому фильму «Профессионал» с Бельмондо в главной роли и итальянскому сериалу «Спрут» с Микеле Плачидо в роли комиссара Каттани. Причем Эннио творил до глубокой старости, наполняя своей музыкой и современное кино.
Его музыка и скандал
Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года в семье джазового трубача, в 6 лет начал сочинять мелодии, а в 12 лет поступил в консерваторию, окончив её с тремя дипломами – по классу трубы, инструментовки и композиции. Играл в ансамблях, подрабатывал в ночных клубах и ресторанах, аранжировал музыку для радио и телешоу. В итоге прославился мелодиями к фильмам.
Он начал писать музыку для кино, когда ему было 33 года. Сначала к лентам своего одноклассника итальянского режиссера Серджо Леоне. Позже работал с такими легендами кино, как Бернардо Бертолуччи, Пьер Пазолини. Аранжировал музыку итальянского певца Джанни Моранди. Морриконе заметили в Голливуде. Он успел поработать с Романом Полански, Оливером Стоуном, Брайаном де Пальма, Терренсом Маликом, Квентином Тарантино. Написал музыку к более чем 400 фильмам и сериалам. Среди них «Однажды на Диком Западе», «Однажды в Америке», «Хороший, плохой, злой», «Профессионал», «Любовный напиток №9», «Малена», «Призрак оперы», «Омерзительная восьмерка», «Джанго освобожденный», сериал «Спрут». Написал Морриконе музыку и для фильма Владимира Хотиненко. С 2016 года на Аллее славы в Голливуде появилась именная звезда Морриконе.
Кстати, после сотрудничества с Тарантино, который снял «Джанго освобожденный», произошел скандал. Немецкий журнал Playboy обнародовал интервью, в котором Морриконе якобы говорит, что Тарантино не создал ничего ценного, позаимствовав все у по-настоящему великих режиссеров, соединив их идеи в своих лентах. И что Тарантино не сравнится с такими мэтрами, как Хичкок, Джон Хьюстон и Билли Уайлдер. Также Морриконе якобы заявил, что больше не будет работать с Тарантино, поскольку тот хочет получить готовую музыку за несколько дней и очень хаотичен. Однако, композитор сказал, что никогда не давал интервью немецкому журналу, и поручил адвокату разобраться с этим. А Тарантино он назвал одним из величайших режиссеров этого времени и поблагодарил за возможность сочинить музыку для его фильма. Вскоре автор интервью, музыкальный журналист Марсель Андерс, принес публичные извинения, сообщив, что исказил цитаты, а журнал удалил материал с сайта.
Морриконе создавал не только саундтреки, он писал и камерную инструментальную музыку, с которой выступал в турах, лично дирижируя оркестром на концертах. А еще очень хорошо играл в шахматы. И да, композитор был суеверным — считал несчастливыми фиолетовый цвет и 17 число, особенно, если оно выпадало на пятницу.
Семья и последние дни
Морриконе прожил в браке 64 года с супругой Марией, у него было четверо детей. Дочь стала хирургом, а старший сын работает в обществе по авторским правам, средний пошел по стопам отца, став композитором и дирижером, а младший сын выбрал профессию кинопродюсера.
По словам адвоката, Эннио до последнего момента сохранял ясность ума и успел попрощаться со своей женой, детьми и внуками.
Восемь самых известных мелодий к фильмам
«Лучшая музыка в кино — это музыка, которую вы слышите. Музыка, которую не слышно, для фильма не годится, независимо от того, насколько она хороша», — утверждал Эннио Морриконе. Он доказал, что музыка в кино – не вспомогательный инструмент, а полноправный главный герой.
Несмотря на то, что Морриконе на протяжении всей своей карьеры являлся крупнейшим автором музыки к фильмам двух континентов, увы, ему присудили 1 из 5 возможных «Грэмми», 3 из 9 возможных «Золотых глобусов». Свой первый «Оскар» он получил в 2008 году за вклад в киноискусство, после 5 безуспешных номинаций! А единственный соревновательный «Оскар» Морриконе дождался только на 88 году жизни – за картину «Омерзительная восьмерка» режиссера Тарантино.
Визитная карточка композитора – использование женского голоса в качестве инструмента. Широко известны приемы Морриконе по введению в партитуру печатной машинки, жестяных банок, свистка, различных звуков и шумов.
Вот 8 самых знаменитых киномелодий Морриконе.
1. «Профессионал». Это французский фильм 1981 года о секретном агенте. В главной роли снялся Жан-Поль Бельмондо. За музыку к этой ленте Морриконе номинировался на премию «Сезар». Любопытно, что маэстро не раз использовал в своих фильмах музыку к менее удачным и известным предшественникам. Мелодия «Chi mai…» была написана им десятью годами ранее для фильма «Маддалена». В «Профессионале» она появилась благодаря Бельмондо, услышавшего ее по радио и убедившего всю творческую группу фильма включить композицию в саундтрек.
2. «Неприкасаемые». За музыку к этой гангстерской драме в 1988 году композитор получил престижную статуэтку «Грэмми».
3. «Спрут». Морриконе написал музыку к популярному сериалу про отважного комиссара Каттани, который борется с мафией. Правда, в дебютном сезоне сериала над музыкой работал известный композитор Риц Ортолани. Но именно с приходом Морриконе во второй сезон «Спрут» обрел свое мелодическое лицо. Миллионы зрителей в разных странах мира к экрану приковывала не только лихо закрученная интрига, но и харизматичная заглавная тема La morale.
4. «Омерзительная восьмерка». За музыку к этому фильму 2016 года Морриконе получил «Оскар».
5. «Хороший, плохой, злой». В этом классическом вестерне 1966 года снялся легенда американского кино Клинт Иствуд. Все гениальное – действительно просто. Созданная на основе двух нот мелодия «Il buono, il brutto, il cattivo» попадает в слушателя с первого знакомства за счет своей заразительности и необычных инструментов – окарины, сопрано-флейты и человеческого голоса. Группа Metallica открывала концерты композицией Морриконе из этого фильма – «The ecstasy of gold».
6. «Малена». Музыка Морриконе звучит в фильме «Малена» с Моникой Белуччи.
7. «Легенда о пианисте». Мелодиями итальянского композитора пронизана лента о корабле, курсирующем между Америкой и Европой с Тимом Ротом в главной роли.
8. «Мастер и Маргарита». Авторству композитора принадлежит и основная тема из итало-югославского фильма 1972 года.
Источник: «Страна» , soundtimes.ru