Он мог бы остаться в истории искусства, написав лишь этот портрет
Живописец и портретист Иван Крамской — знаменитый передвижник, один из реформаторов в искусстве XIX века, его полотна покупали многие коллекционеры.
Бунт на выпускном экзамене
Иван Крамской родился 8 июня 1837 года в Острогожске в семье делопроизводителя. Родители надеялись, что сын станет писарем, как и его отец, однако мальчик с раннего детства любил рисовать. Сосед, художник-самоучка Михаил Тулинов научил юного Крамского рисовать акварелью. Позже будущий художник работал ретушером — сначала у местного фотографа, а потом в Петербурге.
В Академию художеств Иван Крамской поступать не решался: не было начального художественного образования. Но Михаил Тулинов, который к этому времени тоже переехал в Петербург, предложил ему изучать одну из академических дисциплин — рисование с гипса. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову.
В 1863 году в копилке талантливого художника очутились Малая серебряная и Малая золотая медали. От главной награды – Большой золотой медали и оплаченной 6-летней поездки за границу – Крамского отдаляла малость: на творческом конкурсе следовало нарисовать картину на предложенную тему. Однако изображать сюжет из скандинавской мифологии 14 из 15 претендентов на медаль отказались – в обществе рос интерес к реалистическому жанру. Возглавил бунтарей Иван Крамской. Студентам отказали в прошении рисовать иной, не мифический сюжет, и они покинули выпускной экзамен.
После окончания академии Крамской организовал и возглавил Артель свободных художников, куда вошли выпускники и единомышленники. Но когда Иван принял от Академии художеств оплаченную зарубежную поездку, то оставил артель. Без него сообщество быстро распалось. Живописец основал новое творческое объединение, назвав его Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с Крамским соучредителями товарищества стали Григорий Мясоедов, Алексей Саврасов, Василий Перов. Художники-передвижники противопоставляли себя приверженцам академизма, доставляли во все города страны передвижные выставки, популяризируя искусство.
«Кокотка в коляске»
В 1880-е годы одной из нашумевших работ художника стала «Неизвестная». Героиню полотна — красивую даму, одетую по последней моде, — обсуждали и критики, и публика. Интриговала зрителей ее личность, немного высокомерный взгляд и безупречный по моде тех лет наряд. В печати о картине писали как о «русской Джоконде», критик Владимир Стасов назвал полотно «Кокотка в коляске».
Ни в письмах, ни в дневниках Ивана Крамского нет упоминаний о личности этой женщины. За несколько лет до появления картины была опубликована «Анна Каренина» Льва Толстого, что дало повод некоторым исследователям утверждать, что Крамской изобразил главную героиню романа. Другие находят сходство с Настасьей Филипповной из книги Достоевского «Идиот».
Большинство исследователей все же склонно думать, что прототип имеет не литературное, а вполне реальное происхождение. По одной из версий, Крамской был пленен красотой Матрёны Саввишной, жены статского советника Михаила Бестужева. По другой, Крамской изобразил грузинскую княжну Варвару Туркестанову, фаворитку Александра I, которая приняла яд, родив от императора дочь. Критики также находят сходство «Неизвестной» с Екатериной Долгоруковой, фавориткой, а затем и морганатической супругой императора Александра II.
Существует версия, что художнику для этой картины позировала его дочь, Софья. Внешнее сходство с ней действительно бросается в глаза. Матерью девушки и женой Крамского была Софья Прохорова, с ней художник познакомился, будучи студентом академии. Он полюбил девушку так сильно, что пренебрег тянувшимся за ней шлейфом слухов. Репутация Сони безупречной не была: до знакомства с Крамским Прохорова жила в гражданском браке с одним женатым художником, узнав о его несвободном статусе слишком поздно.
Однако для Ивана Крамского Софья стала образцом чистоты и верности. С ней художник советовался во время работы, просил молиться, когда приступал к новому полотну. Софья Крамская родила мужу шестерых детей. Двое из них – сыновья – умерли с разницей в три года. На знаменитой картине «Неутешное горе» изображена супруга живописца. Полотно Иван создавал четыре года. Понимая, что оно не встретит покупателя, Крамской отдал картину в дар Павлу Третьякову.
В последние 5-6 лет жизни присутствие художника в комнате узнавали по сильному сухому кашлю: у Крамского обнаружили грудную жабу (аневризму сердца). Унять боли помогали уколы морфия. Лечил художника Сергей Боткин, скрывавший от пациента название смертельного недуга. О нем Иван Крамской узнал случайно, прочитав симптомы в медицинской энциклопедии, неосторожно оставленной Боткиным на столе.
Болезнь сердца и стала причиной смерти живописца. Он умер за работой – рисуя портрет доктора Карла Раухфуса. Тот пытался спасти художника, но не сумел. Крамской не дожил 2 месяца до 50-летия.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Culture.ru, 24smi.org