До самого ужасного праздника в году осталось несколько дней. Витрины магазинов преображаются к Хэллоуину — мировому шабашу, а любители устраивать маскарады выбирают костюмы устрашающих героев. А как появились знаменитые киношные злодеи, и почему многие так любят в них наряжаться?
Дракула: реальный человек
Его прототипом был вполне реальный человек – господарь княжества Валахия (ныне Румыния) Влад III Цепеш. С одной стороны, он славился невероятной жестокостью, с другой – внёс огромный вклад в противодействие османскому завоеванию Европы.
В юности он несколько лет провёл в Османской империи в качестве заложника. Именно у турок Влад позаимствовал разные виды расправы. Его прозвище Цепеш в переводе означает «сажающий на кол» – один из самых популярных видов казни во времена его правления. Сам же князь предпочитал, чтобы его называли Дракулой, что переводится как Дракон – к этому рыцарскому ордену принадлежал его отец.
В 25 лет Влад взошёл на престол и сразу же сколотил огромную армию. О его воинственности свидетельствовали не только турки, но и немцы, и венгры, и собственный народ. Влад III устроил массовую казнь неугодных бояр. При этом он занимался благотворительностью и активно боролся с преступностью. В 1461 году Влад III отказался платить дань Османской империи, уничтожил её гарнизоны на Дунае, а затем вынудил отступить. Погиб Цепеш во время одного из сражений при так до конца и не выясненных обстоятельствах.
А его образ попал в массовую культуру благодаря ирландскому писателю Брэму Стокеру, который случайно нашёл в библиотеке книгу о правителях Валахии и Молдавии. Правда, ни о каких кровопийских наклонностях Влада III речь там не шла. Это уже придумка автора в угоду искушённому читателю XIX века, которого манило всё таинственное. В XX веке благодаря кинематографу Дракула превратился в одного из самых популярных готических персонажей.
Пеннивайз: тролль под мостом
Жутковатого танцующего клоуна придумал американский писатель Стивен Кинг. Однажды вечером он шёл по пустынной дороге и увидел деревянный мост. Кинг вспомнил скандинавскую сказку про злобного тролля, обитавшего под мостом. Но решил, что клоунов дети боятся больше, чем троллей, и придумал историю про клоуна, живущего в канализации. В 1986 году книга Кинга о Пеннивайзе стала бестселлером и не раз экранизировалась.
Кстати, у Пеннивайза тоже был реальный прототип – американский серийный маньяк Джон Уэйн Гейси, завлекавший своих жертв на детских праздниках в образе клоуна Пого. По словам Гейси, он сам не помнил точного количества жертв: возможно, что их общее число 45, но доказано только 33.
У Кинга же Пеннивайз – демоническая сущность, у которой нет пола, поэтому дети называют его Оно. Его главная способность – принимать любую форму людских страхов, чтобы питаться их энергией (а заодно и плотью). Так Оно меняет свою внешность от жуткого клоуна до гигантской паучихи.
Майкл Майерс: маска капитана Кирка
Белая маска главного злодея из фильма «Хэллоуин» – один из самых популярных товаров на тематических распродажах. Именно этот фильм во многом способствовал популярности праздника.
Создатель культового образа режиссёр Джон Карпентер подсмотрел его в реальной жизни: в колледже Карпентер изучал дисциплину, связанную с психиатрией, и в качестве практики посещал больницу для душевнобольных. Там будущий режиссёр увидел мальчика лет 12, у которого было «абсолютно пустое, безэмоциональное бледное лицо, а глаза чернющие, как у дьявола». Именно этот образ и пришёл ему на ум, когда продюсер Ирвин Ябланс обратился к Карпентеру с предложением снять ужастик об убийствах в канун Хэллоуина. Первый фильм создавался на весьма скромный бюджет. Актёру Нику Кастлу, исполнявшему роль Майкла Майерса, платили всего 20 долларов в день.
Чтобы создать злодея, художник-дизайнер Томми Ли Уоллес купил за 2 доллара маску капитана Кирка из первого сериала «Звездный путь» (1966-1969), расширил отверстия для глаз, избавился от бакенбардов и характерных для персонажа бровей. Так и появился маньяк-убийца. Актер Уильям Шетнер, сыгравший Кирка в оригинальном сериале «Звездный путь», сперва не поверил. «Они что, шутят? — был шокирован Шетнер. — Я узнал в маске Майкла Майерса маску, которую сделали для меня. Её изготовили из глины во время съёмок «Звёздного пути», чтобы защитить мою кожу от воздействия пластического грима, который должны были наложить для создания эффекта старения, злости или чего-то такого». Для наглядности Томми Ли Уоллес даже снял видео, в котором показал трансформацию Кирка в Майерса.
Всего за почти полвека существования франшизы «Хэллоуин» вышло больше десятка фильмов, маски там менялись и подвергались критике. Но в 2018 году создатели вернулись к изначальному образу.
Фредди Крюгер: пицца и перчатка с ножами
Его имя стало нарицательным в 1990-х годах, а зрители валом валили смотреть «Кошмар на улице Вязов». Фредди был злодеем нового типа – не скрывал лица, общался с героями и любил пошутить в стиле чёрного юмора.
На создание «Кошмара на улице Вязов» режиссёра Уэса Крейвена тоже натолкнула реальная история: в 1970-х годах в США несколько десятков молодых и здоровых эмигрантов из Камбоджи умерли во сне по непонятной причине. Родственники погибших говорили, что незадолго до смерти жертвы жаловались на ночные кошмары. Позже выяснилось, что причиной смерти стало редкое заболевание сердца – синдром Бругада. Но Уэс Крейвен уже придумал своего маньяка, который становился могущественным в мире сновидений.
Съёмочная группа тщательно проработала внешность главного героя: он носит джемпер в красно-зелёную полоску, свободные штаны и широкополую шляпу. Обгоревшее лицо Фредди придумал специалист по гриму, глядя на пиццу: мышцы, сверху обгоревшая кожа, которая выглядит, как расплавленный сыр. Довершала жуткий образ неизменная перчатка со стальными когтями. В первом фильме они были сделаны из ножей для резки помидоров, которые на площадке постоянно затачивал специально выделенный сотрудник.
Ганнибал Лектер: несколько настоящих убийц
Впервые персонаж Ганнибала Лектера появился на страницах романа Томаса Харриса «Красный Дракон» в 1981 году. Главный герой вызывал интерес у искушенной публики: талантливый психиатр, хирург, интеллектуал, ценитель искусства и вместе с тем жестокий маньяк, поглощающий своих жертв.
Как оказалось, персонаж доктора Лектера – собирательный образ сразу нескольких серийных убийц. С одним из них Харрис познакомился во время визита в мексиканскую тюрьму. Доктор Альфредо Тревино был приговорён к пожизненному заключению за жестокое убийство скальпелем своего любовника.
Ещё одним прототипом Ганнибала Лектера стал Роберт Модсли, который за убийства и изощрённые пытки некоторых жертв был приговорён к пожизненному одиночному заключению в особой камере с прочным стеклом. Кстати, жертвами маньяка Модсли становились только преступники (убийцы и педофилы), и, вероятно, именно поэтому Ганнибалу Лектеру не чуждо чувство справедливости, и он участвует в распутывании преступлений.
Призрачное лицо: картина Мунка
Фильм «Крик» получил название благодаря белой вытянутой маске главного маньяка, напоминающей одноимённую знаменитую картину Эдварда Мунка. Продюсер фильма Мариан Маддалена случайно увидела маску призрака в одном из домов, когда искала место для съёмок. Однако авторские права на неё принадлежали другой компании. Выкупить их удалось лишь после долгих переговоров.
Примечательно, что «Крик» снимал автор «Кошмара на улице Вязов» Уэс Крейвен. К тому моменту он понимал, что жанр ужастика в привычном виде изживает себя, и сделал полусерьёзный фильм, полупародию.
У Призрачного лица нет сверхъестественных сил, как у других маньяков, а за маской каждый раз скрываются разные люди. И главное – герои фильма прекрасно разбираются в ужастиках. А значит, могут их не бояться.
Битлджус
«Изгонятель» живых из фильма Тима Бёртона изначально был совсем уж малосимпатичным персонажем. В сценарии он описывался даже не как человек, а как некое отвратительное существо, похожее на рептилию с перепончатыми крыльями. Битлджус мог принять и человеческое обличье – он превращался в коротышку и при этом был более злобным и жестоким. Но снимать такого персонажа Тим Бёртон не хотел, и после нескольких месяцев работы над сценарием появилась фэнтези-комедия. Она до сих пор служит источником вдохновения для любителей хэллоуинских костюмов.
Рита Групаж, «Новое дело»