Андрей Миронов создал необычный образ, а дети-актеры не стали звездами кино
Этими фильмами засматривались. Их разбирали на цитаты, называли домашних питомцев именами героев, учили наизусть песни. Детвора устраивала во дворах импровизированные спектакли, изображая сценки с любимыми персонажами. Сказки были неотъемлемой частью жизни. Они учили доброте, чуткости, смелости и чувству справедливости.
«Не покидай» (1989)
Режиссёр Леонид Нечаев не любил проб. Актёров он подбирал, полагаясь на профессиональную интуицию. Главных героев часто находил сам. Высматривал детей на катке, в метро, просто на улице. Леонид Алексеевич никогда не ошибался. В обычном с виду мальчишке ему удавалось разглядеть юную звезду, которая становилась кумиром миллионов. Нечаевские принцы – одни из самых красивых в сказочном кинематографе. В будущем принце режиссёру виделся один типаж: стройный, с золотистыми волосами, огромными глазами. Его герои были настолько похожи, что многим поклонникам казалось – это один и тот же актёр в разном возрасте.
Игоря Красавина – принца Патрика — режиссёр встретил вечером в минском метро. «Уже поздно было, людей мало. Долго его разглядывал – он даже покраснел, что меня особенно умилило. Подсел к нему. Парень испугался – пересел. Пришлось объяснить, что я режиссёр. Игорь, тогда ещё 16-летний мальчишка, оканчивал школу, ему было не до съемок, так что он сразу сказал «нет». Но, правда, потом согласился», — вспоминал Нечаев.
В основу сюжета фильма «Не покидай» легла сказка Уильяма Теккерея «Кольцо и роза». Драматург и сценарист Георгий Полонский признался Нечаеву, что мечтает превратить её в театральную пьесу. Режиссёр предложил вместо пьесы сразу писать сценарий, за экранизацию которого взялся, как только тот был закончен.
«Не покидай» снимали в самых красивых локациях Минска, Талина, Ужгорода, Львова, Ялты, в живописных местах Закарпатья. Казематы в одной из сцен воссоздали в знаменитой львовской аптеке. Много внимания в фильме уделено костюмам и реквизиту. Загадочных кукол-марионеток смастерила художник Марина Грибанова.
Сказка получилась живой, тонкой, умной, забавной, местами до слёз смешной. Фразы «Пусть он не подходит ко мне со своими соплями!» и «Говорят, от вашей светлости грипп ползёт какой-то особенный, нельзя мне его подцепить, у меня внуки…» сегодня звучат весьма актуально.
Музыка композитора Евгения Крылатова, песни на стихи Леонида Дербенёва в исполнении Анатолия Тукиша превратили фильм в волшебную нестареющую классику. Тексты песен трогают до глубины души.
Пересказ сюжет картины будет лишним. Её надо смотреть и не единожды, чтобы уловить смыслы, которые пытались донести авторы.
Судьба героя-принца оказалась трагической. Игоря Красавина смущали мешки писем от поклонниц. Он выбрал обычную жизнь – рано женился, работал на буровой. В возрасте 39 лет, в год 20-летия сказки, его не стало из-за болезни сосудов головного мозга.
В 2019 г. фильму исполнилось 30 лет. Тогда же картину отреставрировали и оцифровали. Прекрасный Патрик по-прежнему улыбается и проникновенно поет, милый недотёпа король Теодор (Вячеслав Невинный) отпускает грубоватые, но смешные шутки, служанка Марселла так же трогательна. Годы идут, а «Не покидай» продолжает дарить надежду.
«Сказка странствий» (1983)
Фильм режиссёра Александра Митты — так современен, актуален в наши дни. Картина изначально была заявлена как сказка, на самом же деле – это философская притча с элементами триллера, фильм-фэнтези.
На показы «Сказки странствий» организовано водили школьников. Первый прокат состоялся в 1983-1984 гг. Дети в ужасе вспоминают о тех сеансах. Кто-то навзрыд плакал, кто-то после боялся засыпать. Совсем недетскую сказку у многих получилось оценить только спустя годы. «Я в шесть лет фильм посмотрел. Боялся потом спать на спине. Все из-за сцены, когда Чума коснулась главного героя, и он умер, лежа на спине. Потом пришли люди в чёрных балахонах и сожгли его тело. Мне казалось, если я усну, лежа на спине, то ночью придут и сожгут меня», — рассказывал один из зрителей.
Чума в фильме, действительно, поражает главного героя – лекаря, изобретателя, мудреца и философа Орландо, которого сыграл Андрей Миронов. Он помогает юной Марте (актриса Татьяна Аксюта, главная героиня из картины «Вам и не снилось») в поисках её брата Мая, которого выкрал злой Горгон. Мальчик умеет предсказывать, где находится золото. На этот дар и польстился разбойник.
По напряжённости, глубине, атмосфере фильм очень похож на фильм «Трудно быть богом» Алексея Германа. Режиссёр показывает в картине мрачное, погрязшее в нищете, пьянстве, безделье Средневековье. Герой Миронова, как и дон Румата из «Трудно быть богом», отличается от своих соотечественников: он много изобретает, фантазирует и ратует за сохранение и передачу знаний. В роли Орландо Андрей Миронов поразил многих. Особенно тех, кто привык к его комическому и лирическому амплуа. Орландо он играет так, словно это его последняя роль. Персонаж очень трагический, многогранный.
Юных зрителей в «Сказке странствий» испугало ещё и то, что в картине без скидок на возраст показаны болезни, смерть, горе, предательство. Фильм вобрал все детские страхи, человеческие пороки.
Картина стала совместным проектом «Мосфильма», чешской и румынской киностудий. Большая часть сцен была отснята в бывшей Чехословакии и Румынии. Проходили съемки и в Крыму. Сцену полёта Орландо и Марты на сконструированном собственноручно летальном аппарате снимали на горе Ай-Петри. Для страховки героев повесили сетку, на которую те должны были упасть. Андрей Миронов очень боялся высоты, но выполнил трюк.
«Сказку странствий» не получится смотреть бегло. Фильм захватывает целиком и долго не отпускает.
Музыку к киноленте создал композитор Альфред Шнитке. Он написал музыкальное сопровождение к более полусотне фильмов.
В наши дни картину можно посмотреть в первоначальном и в отреставрированном качестве. Оцифрованная версия более красочная, но многим по душе мрачный антураж старого варианта.
«Сказка о звёздном мальчике» (1984)
Сказка Оскара Уайльда «Мальчик-звезда» («Звёздный мальчик»). Мальчик без родителей, на которого возложена миссия. Мальчику-звезде предстоит разобраться в себе: жестокость сердца сменить на сострадание, под гнётом жизненных обстоятельств понять, что любовь, искренность важнее внешней красоты.
Режиссёр Леонид Нечаев взял на эту роль 12-летнего школьника Павла Чернышёва, которого случайно встретил на катке. До этого он «пробовал» десятки юных актёров и лишь в Павле увидел того самого звёздного мальчика со сказочной, неземной красотой. «Было интересно представить себя в роли звёздного принца, — вспоминал намного позже Чернышёв. – Вокруг красивые сказочные декорации, необычные костюмы. Я по-настоящему верил в сказку, которую мы снимали».
Нечаев изменил сюжет уайльдовской сказки, добавив научно-фантастический мотив. Загадочный мальчик попадает на землю с другой планеты с особой миссией – разучить землян испытывать чувства. Его мать отправляется вслед за ребенком. Десять лет она ищет сына. Поиски истощают женщину, превращают в безобразную нищенку. Такая мать не нужна прекрасному мальчику. Он отвергает её. Режиссёр пытается раскрыть сложную тему внешней привлекательности и внутреннего содержания, несоответствия одного другому. Показать, что важнее доброе сердце. Будучи прекрасным внешне, жестокое сердце делает главного героя отталкивающим. Нечаев размышляет о том, что возможность испытывать чувства и делает нас людьми, а равнодушие не способно принести счастья.
Сказочное Средневековье воссоздали в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Декорацией выступил игровой город для детей – Андерсенград. Специального съёмочного павильона не строили. Использовали уже имеющиеся постройки.
Покоряет прекрасная игра актёров. На роль матери Нечаев пригласил литовскую актрису театра и кино Гражину Байкштите. В фильме она поразительно красива, утончённа и кажется, правда, попала на землю с другой планеты. Матлюба Алимова, известная по роли Насти в киноэпопее «Цыган», ярко и незабываемо сыграла цыганку-гадалку и в «Звёздном мальчике». Запомнился и полюбился Иван Мацкевич в роли доброго, мужественного лесника. До этого Мацкевич уже снимался у Нечаева в сказке «Проданный смех».
«Детское кино не должно быть слишком сложным, — считал режиссёр. – Самое простое для восприятия – это мелодия. Поэтому от музыки здесь требуется в первую очередь мелодизм». Чудесную музыку к картине написал композитор Алексей Рыбников. Основная мелодия фильма – тема матери. Именно музыка придает сказке особую волшебную атмосферу, космические звуки словно переносят зрителя на другую планету – место рождения звёздного мальчика.
Для более глубокого понимания смысла стоит прочесть произведение Оскара Уайльда.
«Чёрная курица, или Подземные жители» (1980)
Фильм-сказка – философская притча, которая не имеет ценза по возрасту и будет интересна как детям, так и взрослому зрителю. Каждый увидит в одноименной сказке Антония Погорельского свои смыслы. Художественное произведение экранизировал режиссёр Виктор Гресь. До сих пор никому не удалось повторить успех этого загадочного, мистического, завораживающе красивого кино.
Повесть о мальчике Алёше, который вынужден жить далеко от родителей в пансионе, терпеть ежедневную муштру, режиссёр Виктор Гресь, следуя замыслу автора сказки, превратил в волшебную шкатулку с секретом. Чёрная курица, спасённая жалостливым мальчиком, оказывается настоящим министром в подземном царстве. Жители этого царства и его король невероятно добры к Алёше. За спасение министра-Чернушки они дарят ему волшебное семечко, благодаря которому мальчику становятся доступны все книжные знания.
Отсылка к библейскому сюжету, когда человек вкусил яблоко с дерева познания и возгордился. Только в этой истории испытания ждут детскую душу. Тонко показаны метаморфозы, которые случаются с мальчиком. Как в нём происходит борьба добра и зла. На чью сторону он встанет и как Алёше суждено поплатиться за свой выбор. Фильм – грустная, лирическая симфония по уходящему детству, его мечтах, фантазиях. Алёша становится отроком, взрослеет. Его внутренний мир меняется. Что-то очень ценное и важное уходит.
В то, что руку создателей фильма будто направляло провидение, веришь после слов режиссёра. «Встреча с Виталием для меня – подарок божий, – рассказал режиссёр о случайном знакомстве с Виталием Сидлецким из Мурманска. Мальчик приехал в Киев навестить сестру, которая занималась в балетном училище. – Я просто обомлел. «Узнал» того юношу, которого представлял себе, читая в детстве «Чёрную курицу». Поражали его ангелоподобные, светящиеся глаза. Была у него важная особенность: из-за болезни эндокринной системы он, пятиклассник, был ростом чуть больше пятилетнего ребенка. Помню его очень тонкую кожу, через которую просматривалась каждая вена и прожилка. Операторы поражались тому, что его лицо излучало сияние, попадая под свет камеры. Хотя не было в нём выдающихся способностей, он брал душевностью».
Виталий всегда был белой вороной среди ровесников. Его легко было довести до слёз, мальчик рос чутким и сентиментальным. Профессиональным актёром он не стал, помешали обстоятельства. «О том, что у Виталика не сложилась актёрская карьера, я не жалею, — признался Гресь в одном интервью. – За ним пачками режиссёры бегали. Он вложил всего себя в «Курицу». Из него вышел бы потрясающий священник, но не актёр. Пусть зрители не сожалеют о том, что не увидят никогда, как вырос мальчик Алёша».
Режиссёр с большой тщательность и уважением к оригиналу воссоздал все детали сказки: интерьеры, картины, казарменную обстановку пансиона. Благодаря гениальной работе операторов Владимирова и Степанова, картина получилась словно мираж, загадочный сон. Цвета настолько живописны и гармоничны, что закрадывается сомнение в рукотворности фильма. Венчает всё пронзительная музыка Олега Каравайчука, которая звучит словно мелодия старинной музыкальной шкатулки.
Источник: cameralabs.org