Со дня рождения актрисы исполняется 95 лет
Судьба была щедра к ней на подарки в актерской карьере. И первым был фильм «Кубанские казаки». Потом Клара говорила, что она «трижды казачка» – по рождению, по этому фильму и по «Цыгану».
«От мамы мне передалась тяга к искусству»
Лучко появилась на свет 1 июля 1925 года на Полтавщине. Имя ей дали в честь знаменитой Клары Цеткин. Отец будущей актрисы, Степан Григорьевич, работал директором совхоза села Яковцы. Человеком он был мягким, интеллигентным от природы. Мать девочки, Анна Ивановна, возглавляла колхоз в другом районе. По словам самой Клары: «У мамы был прекрасный голос. В молодости она пела у нас в церкви вместе с Иваном Семёновичем Козловским, участвовала в самодеятельности. Видимо, от мамы мне передалась тяга к искусству, хотя сама она потом занималась воспитанием беспризорников и бросила театр».
Началась война, семья Клары эвакуировалась. Там, в эвакуации, Лучко не пропускала ни одного киносеанса, по десять раз пересматривала ленты с участием своих любимых актрис. Особенно ей нравилась Тамара Макарова. Поэтому когда встал вопрос о выборе карьеры, Клара не раздумывала – она тоже будет актрисой! В это время в Алма-Ату как раз переехал ВГИК, и его ректор Сергей Герасимов объявил набор на новый курс.
Институт Лучко окончила с красным дипломом и характеристикой «тургеневская героиня». В 1948 году она дебютировала в кино – в роли геолога в картине «Три встречи» и тётушки в герасимовской «Молодой гвардии». «Я играла тетушку Марину. Меня хвалили, обо мне писали, но я была расстроена – ведь надеялась сыграть Ульяну Громову! Вышло не по-моему. Но потом меня пригласил Иван Александрович Пырьев. В «Кубанских казаках» я играла Дашу Шелест. Это очень хорошая школа».
Клара не очень сознавала, в какой попала мир. Перед съемками «Кубанских казаков» она случайно встретила во дворе «Мосфильма» Александра Довженко. Он шел с художественного совета, на котором утверждали пробы. Лучко еще не знала результатов, и Александр Петрович сам её остановил и сказал: «Девушка, вас утвердили на роль. Я хотел бы, чтобы вы оставались такой, какая вы есть». Потом она поняла, что режиссер имел в виду: ведь в «Кубанских казаках» никакого особенного характера Клара не играла. Она играла просто себя в предлагаемых обстоятельствах.
«Я все время находилась под обстрелом глаз Лукьянова»
Перед началом съемок несколько актеров сидели в гримерной, ждали режиссера фильма Ивана Пырьева, который должен был утверждать грим. Клара сидела на стуле и ожидала своей очереди. Открылась дверь, и на пороге появился Сергей Владимирович Лукьянов, исполнявший в фильме роль Гордея Ворона. Увидев Лучко, он сказал: «Я пропал!» – и, повернувшись, ушел.
«Он уже был народный артист, а я – только начинающая актриса, — вспоминала Клара. — Потом заприметила я, что все время находилась под обстрелом его лучистых глаз. Между съемками Сергей стремился быть ко мне поближе, рассыпал байки, полные юмора. Одним словом, всячески ухаживал за мной и, несмотря на 15-летнюю разницу в возрасте, я ответила ему взаимностью. Жили мы хорошо, снялись вместе еще в одном фильме – комедии «Двенадцатая ночь» по Шекспиру. Потом у нас родилась дочь Оксана. Я очень сблизилась с Сергеем, и для меня стала трагедией его внезапная смерть в 1965 году. Думала, что не смогу этого пережить. Но время, как известно, лечит».
А «Двенадцатую ночь» принесла Кларе мировую известность. С этим фильмом она ездила в Эдинбург на Шекспировский фестиваль. Там никаких премий не давали, просто смотрели картины и оценивали их с точки зрения верности Шекспиру. «Я боялась: как начнут нас ругать! – признавалась Лучко. — А картина прошла с немыслимым успехом. Были блестящие рецензии, критики хвалили актеров, фильм тут же купили, дублировали на английский язык. Упоминание обо мне есть в справочнике «Кто есть кто». А Биографический институт при Кембриджском университете присудил мне звание «Женщина тысячелетия в области кинематографа» и прислал очень красивую грамоту и вот та-а-кую медаль!»
Новый виток популярности Кларе Лучко принесло участие в телесериале Александра Бланка «Цыган». Народ приписывал ей роман с партнёром по фильму Михаем Волонтиром, но не сплетни ради. Переживая за простую женщину Клавдию Пухлякову, зрители желали счастья и актрисе Лучко. Однако сердце Клары Степановны уже было отдано другому человеку: «В гостях у своей подруги я познакомилась с хорошим человеком – Дмитрием Мамлеевым. Он пошел провожать меня до дома и, представьте, мы проговорили с ним всю ночь, словно были сто лет знакомы. С каждым разом все больше духовно сближались, и когда новый друг предложил мне руку и сердце, я без колебаний согласилась».
В 80-х Лучко снялась в «Возвращении Будулая», а потом принялась экспериментировать с самыми разными жанрами – играла и в мелодраматических картинах, и в производственных драмах, и даже в боевиках с детективами. «Я не люблю драматические роли без определенного характера, героинь чистой воды, — говорила актриса. — У моей героини должен быть острый характер! Тогда это интересно – для меня! Когда-то меня приглашали сыграть Татьяну из «Евгения Онегина». Но меня это как-то не прельщало. Меня прельщают роли с характером – твердым или слабым, смешным или вздорным. Чтобы через этот характер выражались страдания, трагедия».
1 июля 2005 года неувядаемой Кларе Лучко должно было исполниться 80 лет. По договоренности с Домом кино заранее стали обговаривать, как провести юбилейный вечер. К сожалению, Клара Степановна не дожила до своего юбилея. 26 марта она накрыла завтрак, позвала мужа и упала без сознания. Муж вызвал «Скорую», но было уже поздно – по заключению врачей, у всенародно любимой актрисы оторвался тромб.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Сегодня» , «Суперстиль» , Peoples.ru