14 сентября 1994 года состоялась премьера фильма Люка Бессона «Леон» — истории о сентиментальном киллере и его дружбе с девочкой, которую он спас.
Фильм «Леон» — тот случай, когда ты пишешь сценарий на коленке, а он становится мировым бестселлером. Драматическая история хладнокровного убийцы и маленькой девочки под градом пуль и взрывами гранат в городе наркоманов, продажных полицейских и мафиози. Одна из лучших ролей Гэри Олдмена и великолепный дебют Натали Портман, который открыл ей дорогу в кино.
Из-за Брюса Уиллиса Жан Рено стал главным
«Леон» появился благодаря Брюсу Уиллису. Из-за занятости актера режиссер Люк Бессон вынужден был отложить съемки фильма «Пятый элемент», но, чтобы съемочная группа не простаивала, Бессон за 30 дней написал сценарий «Леона», после чего снял картину всего за три месяца. А идея фильма пришла Бессону во время работы над «Никитой». В одном из эпизодов герой Жана Рено, уборщик по имени Виктор, расплачивался за неудачную миссию Никиты. Эта сцена показалось режиссеру настолько богатой на дальнейшие интерпретации, что на её основе он и решил создать отдельную историю, которая позже переросла в «Леона».
Кастинга на роль Леона не было — этот фильм специально писался под Жана Рено. В фильме «Никита» у него была относительно небольшая роль уборщика Виктора, однако Люк Бессон увидел, что этот персонаж может еще многое о себе рассказать. Поэтому сценарий фильма «Леон» был написан исключительно для того, чтобы реализовать потенциал этого образа. Бессон даже решил оставить ему такой же внешний вид, как и в «Никите» — длинное пальто, темные очки и черную вязаную шапку. Бессон даже сначала хотел полностью перенести героя в новые обстоятельства (при этом фильм носил рабочее название «Уборщик/Чистильщик»), но позже понял, что новый герой, пусть и похож на Виктора, но всё же другой. Так появился Леон. Поначалу полное имя главного героя звучало как Леон Монтана. Позже Бессон решил убрать фамилию, оставив только имя, как дань уважения Леону Гомону — одному из изобретателей, стоящих у истоков кино, в честь которого названа крупнейшая во Франции киностудия — «Gaumont». А так как Леона часто называют чистильщиком, то в качестве шутки у него на виду постоянно выставлены различные моющие и чистящие средства.
Прочитав сценарий, Жан Рено сразу же решил изобразить Леона слегка тугодумом и эмоционально скованным. По мнению актера, только так он мог внушить зрителю доверие и дать понять, что его герой ни за что не воспользуется уязвимостью своей юной спутницы.
Весь фильм Леон оберегает фикус, и растение символизирует одиночество, неприхотливость главного героя-киллера, а в итоге память, условное бессмертие Леона для спасённой им Матильды. Молоко, которое постоянно пьет Леон, служит символом очищения и подчеркивает по-детски непосредственное сознание главного героя.
Родители Портман и секс-сцены
Фильм «Леон» является кинодебютом для Натали Портман. Когда она пришла на пробы, ей было всего 11 лет. Кастинг-директор фильма изначально отказалась брать Натали на роль Матильды — актриса показалась ей слишком юной. Однако родители посчитали, что девочке надо дать второй шанс, и снова пришли на пробы. Бессон, заглянув в её анкету и увидев, что у Натали нет ни братьев, ни сестер, сказал ей: «Представь, ты пришла домой и видишь, что всю твою семью убили. Но жалко тебе только своего младшего брата». И Натали заплакала. На этом подбор актрис остановили.
Матильдой даже могла стать Лив Тайлер, но она – ей было 15 лет — выглядела великовозрастной.
Родители Натали Портман очень сильно переживали по поводу того, что девочке придется курить в течение фильма. Они обязали режиссера заключить с ними контракт, согласно которому девочка не могла курить в фильме больше пяти раз; нельзя было снимать, как она делает затяжку (вдыхает дым); а также Матильда по сюжету должна бросить курить. В итоге, условия договора было беспрекословно выполнены. Ну и, конечно, все прекрасно помнят требование Леона, чтобы Матильда бросила курить. Что она и сделала. Кроме того, прочитав первый вариант сценария, мать Натали потребовала от Бессона убрать пару неоднозначных сцен с девочкой. Бессон согласился.
В оригинальном сценарии, который писал Бессон, Матильде было 13-14 лет. Кроме того, по изначальной задумке, всё-таки имели место сексуальные отношения. Потом сценарий был переписан по цензурным соображениям в сторону более сдержанной версии развития событий. В результате существуют две версии фильма. В первой, смонтированной для европейского проката, остались кадры с походом в ресторан для обмывания первого дела, где Матильда напивается шампанским и лезет к Леону целоваться; сцена, где герои лежат в одной постели рядом друг с другом, и Матильда рассуждает о сексе, но Леон отказывается заняться с ней сексом. Во второй, американской, эти эпизоды вырезали, не осталось и какого-либо намека на сексуальное напряжение между ними. К слову, в США фильм переименовали в «Профессионал».
По словам актрисы Майвенн Ле Беско (известна по роли певицы Плавалагуны в «Пятом элементе»), фильм «Леон» вдохновлён её романтическими отношениями с Бессоном. Они познакомились, когда ей было 11; начали встречаться, когда ей исполнилось 15 (Бессону тогда было 32), а во время съёмок и вовсе были обручены.
Импровизации Гэри Олдмена и макгаффин
Кстати, Матильда регистрирует себя и Леона в отеле под фамилией МакГаффин. Сделано это специально, чтобы подчеркнуть знаменитый на Западе термин «макгаффин». Термин в кино ввел режиссер триллеров Альфред Хичкок, и он означает некий предмет, вокруг которого происходит всё действие, но который так и не появляется в кадре и на самом деле не имеет никакого значения для самой истории.
В моменте, когда Стэнсфилд (Гэри Олдмен) разговаривает с отцом Матильды, актер полностью импровизировал. Артист Майкл Бадалуччо, который играл отца девочки, не знал, что будет делать его оппонент, и просто стоял, ждал. Олдмен сыграл таким образом, чтобы выбить Бадалуччо из колеи и заставить нервничать. В итоге у Олдмена это получилось, Бадалуччо стало действительно очень неприятно и страшно от того, что к его лицу очень близко приближаются. Было решено оставить именно эту сцену. Кроме того, рассказ о том, что Стэнсфилд любит Бетховена, – также импровизация. Гэри Олдмен каждый дубль рассказывал новую историю.
Сцена, в которой Олдмен говорит, а точнее кричит: «Мне нужны все!» (англ. «Benny, bring me everyone. EV-ERY-ONE!»), на самом деле должна была быть очень тихой. Но актер решил подшутить над режиссером и договорился с техником по звуку, что тот подкрутит звук в наушниках на максимум. Потом в одном из дублей Олдман неожиданно для всех закричал: «Ev-ery-one!» Оглушенный, но довольный, Бессон включил именно эту версию в фильм.
Роль в «Леоне» стала одной из первых для актера Сами Насери. В картине он сыграл эпизодическую роль одного из спецназовцев, однако так приглянулся режиссеру, что позже тот позвал его в фильм «Такси».
Экшн-сцены: интересные факты
«Леон», как и большинство фильмов Бессона, – это драма с элементами экшна. Взрывам и перестрелкам здесь отведена роль не меньшая, чем конфликту между героями. Достаточно сказать, что в фильме было использовано почти 50 видов огнестрельного оружия и задействовано около двух десятков каскадеров и дублеров.
Интерьер квартиры Леона снят в Париже. Остальные помещения и все уличные сцены сняты в Нью-Йорке, в кварталах испанского Гарлема и маленькой Италии. Код, который должна отстучать Матильда, – 2-1-2. Это добавочный телефонный код Манхэттена, в котором происходят события.
Среди самых эффектных экшн-сцен – финальный взрыв здания. Эпизод снимался в одном из настоящих домов, причем от греха подальше жители в округе были эвакуированы. Всего для съемок этой сцены было задействовано 6 камер. Другой впечатляющий момент – выстрел ракеты по комнате Леона. Чтобы запечатлеть полет снаряда, по длине пола был проведен монорельс, на который закрепили камеру. При пуске ракеты с помощью сжатого воздуха, камера сопровождала ее движение. При этом сама ракета была подвешена на проволоке, окрашенной в тон декораций, чтобы ее не было заметно.
А ещё во время съёмок произошел курьезный случай. Реальный злоумышленник ограбил магазин и убегал от охраны по городу. И происходило это именно в тот момент, когда по фильму вся полиция города должна была брать штурмом дом по соседству. Увидев такое количество полицейских перед собой, грабитель сразу сдался — ведь он не знал, что это были переодетые статисты.
Источник: kak-eto-sdelano.livejournal.com, okino.ua, kinowar.com