Со дня рождения актрисы исполнятся 110 лет
Она и ее муж Александр Менакер стали основателями легендарной актерской династии.
«Он крышечка от моей кастрюлечки»
7 января 1911 года в Москве, в семье школьной учительницы Елизаветы Ивановны и служащего Владимира Николаевича Мироновых родилась девочка, которую родители назвали Марией. Окончив школу, она увлеклась театром. Впервые о Мироновой как о талантливой актрисе заговорили 10 февраля 1928 года. В тот вечер на сцене Колонного зала Дома Союзов выступали лучшие из лучших. Объявляя следующего участника концерта, известный конферансье Михаил Гаркави сказал: «У нас долго считали, что юмор – это достояние чисто мужского творчества, полагали, что мужчина ещё может вызывать смех, а женщина только слёзы, но теперь в годы первой пятилетки мы воочию убедились, что появляются женщины, от которых насмеёшься, и мужчины, от которых наплачешься». И тут на сцену вышла Миронова.
Ее первым мужем стал кинорежиссер Михаил Слуцкий, снявший один из первых звуковых документальных фильмов, посвящённый пуску Днепрогэса, ставший заметным явлением кинодокументалистики. В какой-то момент у Марии начался служебный роман с Александром Менакером, он тогда тоже был женат. Когда после их первой ночи Менакер проснулся, то увидел, что Миронова сидела у стола в одной рубашке и писала письмо мужу: любит другого человека, уходит к нему. «Теперь ты пиши жене, что уходишь», — спокойно сказала она Менакеру. «Куда?» – удивился Александр Семенович. «Ко мне», — ответила Мария.
Менакер всю жизнь вёл дневник. 2 октября 1939 года, в первую же неделю совместного существования будущих супругов, появилась такая запись: «Приезд в Москву. Остановился у Мироновой». А утром следующего дня разразился жуткий скандал. Оказалось, Менакер забыл добавить три важных слова: «На всю жизнь». За месяц до этого они отправились в морской круиз, после которого Мария Владимировна призналась своей подруге: «Мы идеально подходим друг другу. Он крышечка от моей кастрюлечки».
Позже Александр Семёнович не раз переживал бурные вспышки своей жены. Следующим заложником крутого нрава Марии Владимировны стал сын Андрей. С матерью у них сложились непростые отношения, о чём она впоследствии горько жалела. Андрей Миронов появился на свет 7 марта 1941 года. «Ко всем мучениям родился мальчик», – написала из роддома Миронова Менакеру. Свидетельство о рождении сына родители оформили на 8 марта, и позже Андрей стал любимцем женщин. Вокруг него всегда будет много дам, но самой важной и единственной останется мама.
«Нас объединила любовь к Андрею»
Театром двух актёров Миронову и Менакера стали называть лишь в конце сороковых, публика не сразу приняла этот творческий союз. Во время первых выступлений в зале стояла тишина, и хохот потряс зал лишь раз, когда на концерт родителей пришёл их шестилетний Андрей. В неожиданном месте вдруг засмеялся кто-то из зрителей, а спустя секунду хохотал весь зал. Миронова не выдержала и оглянулась: позади неё стоял маленький сын и, открыв рот, смотрел на свою маму. Но больше таких провалов у театра двух актёров не случалось: Менакер лично занялся подбором репертуара и режиссурой. На сцене они блистали дуэтом, в котором играли супругов: сварливая жена и муж-подкаблучник. Сценки были на житейские темы, они имели у зрителей огромный успех.
В середине двадцатого столетия Мария Миронова была действительно популярной артисткой эстрады. Но Миронова никогда не забывала за эстрадой о сыне. Так, она давала ровно столько выступлений, сколько не вредило ее общению с Андреем. А лето и вовсе всецело было посвящено сыну. Об уюте и об идеальной чистоте ее дома ходили легенды. «Я боюсь бога, маму и Ольгу Александровну Аросеву», — полушутя-полусерьезно говорил Андрей Миронов, когда уже стал известным артистом. Мария Владимировна долго не верила в актерский талант своего сына и не ходила на его спектакли, не хотела видеть его беспомощности на сцене. Но потом увидела его в спектакле «Над пропастью во ржи» и сменила гнев на милость.
В 1963 году на экраны вышел фильм «Три плюс два», на съёмках которого Андрей увлёкся молодой актрисой Натальей Фатеевой. У пары завязался красивый роман, но Мария Владимировна не одобрила выбор сына, и на этом отношения молодых людей закончились. И только двум женщинам – Екатерине Градовой и Ларисе Голубкиной – удалось понравиться маме Андрея.
Он не раз признавался, что у его родителей были самые гармоничные отношения, которые он когда-либо встречал между мужчиной и женщиной. Дуэт «Миронова-Менакер» просуществовал до 6 марта 1982 года, когда из жизни ушел Александр Семенович, имевший давние проблемы с сердцем. Через пять лет от сердечного приступа умер и сын Андрей Миронов.
Когда-то у него был роман с актрисой Татьяной Егоровой. Мария Владимировна была категорически против этих отношений. Но после смерти Андрея женщины стали подругами. Мария Владимировна звонила каждый день: «Таня, когда вы придете? Почему вы не приходите? А что вы делаете?» «Нас объединила любовь к Андрею, — говорила Егорова. — У нас с нею много тайн, которые никогда никто не узнает. К ней ведь так просто нельзя было прийти. Она выбирала людей. А потом я осталась рядом одна, как на кресте. Характер у нее был аховый. Аховый! И я поняла, как сложно жилось Андрею. Живем мы с ней на даче, и я ненадолго уезжаю к подруге в город. Восемнадцать раз она звонит моей подруге, разговаривает с мужем, с ребенком, спрашивает, куда я пошла, во сколько приду. Возвращаюсь на дачу, позвонить не смогла, дождь проливной идет! Смотрю, веранда открыта, сидит сосредоточенная Мария Владимировна, рядом милиционер. Я спрашиваю: «Что случилось?» А она: «Я вас разыскиваю! Видите, милиционер уже здесь!»
Мария Владимировна пережила мужа на пятнадцать лет, а сына — на десять. Она умерла 13 ноября 1997 года в Москве.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Tvc.ru, Stuki-druki.com