Он придумал обаятельного преступника Арсена Люпена
Француз Морис Леблан, не очень известный в свое время, стал популярен благодаря своему редактору-патриоту, который мечтал о национальном литературном герое, не менее обаятельном, чем Шерлок Холмс. Создать этого героя для нового литературного журнала «Я знаю всё» было поручено Леблану.
Мечта о литературе
Морис родился 11 ноября 1864 года в Руане в семье судовладельца. Мальчик с детства мечтал стать писателем, однако отец настоял на карьере в производстве текстильного оборудования. Морис даже пытался завязать знакомство с Мопассаном и Золя на открытии памятника Флоберу, но мэтры литературы не захотели продолжить общение. Леблана это страшно расстроило, и все же надежд стать писателем он не оставил.
В двадцатилетнем возрасте Морис потерял мать. Младшая сестра, Жоржетта, была известной оперной певицей, актрисой кино, писательницей-мемуаристкой, подругой, а потом женой Метерлинка, дружила с Кокто, снималась у режиссера Марселя Л’Эрбье. Морис перебрался к ней в Париж, занялся журналистикой. Входил в избранный литературный круг, бывал у поэта Стефана Малларме.
Его рассказы и повести, в которых чувствовалось влияние Флобера и Мопассана, получали одобрение критиков, вызывали интерес Альфонса Доде и Жюля Ренара, но не имели коммерческого успеха. Леблан получил его лишь после 1905, по заказу Пьера Лафитта перейдя на детективную прозу.
Издатель был уверен, что французам необходим свой Шерлок Холмс. Впрочем, в то время во многих странах появлялись подобные персонажи. Их создатели смешивали в разных пропорциях черты хорошо известных публике «криминальных талантов» – от сыщика Каффа Уилки Коллинза и агента сыскной полиции Лекока (героя романов Эмиля Габорио) до «героев-разбойников» вроде Рокамболя, но центром этой все разрастающейся детективной вселенной неизменно оставался персонаж Дойла.
Морис Леблан решил взяться за создание детективов иначе, его новый французский герой ни в чем не похож на Холмса, более того, он – полная ему противоположность. Если Холмс всегда на стороне закона и справедливости, то Арсен Люпен – преступник, с легкостью меняющий внешность и обладающий недюжинным умом и силой. Ему отвратительно убийство, он вежлив с женщинами, а ради девушки способен отказаться от преступного замысла. Его преступления изящны, тщательно спланированы и красивы в исполнении. Он вступает в противоборство с властями и лучшими умами своего времени, включая Шерлока Холмса, что очень раздражало Конан Дойля.
Джентльмен-грабитель
Впервые читатели познакомились с персонажем детективных историй в 1905 году, когда вышла первая новелла «Арест Арсена Люпена». К тому времени жанр детектива уже получил большую популярность в Европе. Литературоведы увидели в герое Леблана черты «благородных» грабителей — например, Рокамболя из романов Понсона дю Террая. В то же время элементы детективного жанра сближают Люпена с героями Эдгара По. В частности, Огюстом Дюпеном, обладателем острого, проницательного ума, удивительной памяти.
Создавая своего героя, французский писатель сделал молодого человека привлекательным для читателей. Автор изобразил персонажа своим современником, продумал до мелочей образ героя, наделил особыми чертами характера. На основе написанных детективных историй, героем которых выступает джентльмен-грабитель, историки литературы попытались воссоздать хронологию биографии Арсена. Из текстов становится известно, что молодой француз — сын Генриетты д’Андрези и Теофраста Люпена. Предположительная дата рождения вора — 1874 год, город — предположительно Блуа. Говорить об этих данных как о верных — нельзя. О них сообщает сам герой, но Люпен имеет склонность к обманам и розыгрышам.
Спустя некоторое время после рождения сына Генриетта покидает возлюбленного. Теперь молодая дама с ребенком живет с семейством Дре-Субиз, у своей подруги. Владельцы дома не питают сочувствия к героине, унижая ее. Чтобы досадить Субизам, Арсен, которому на тот момент исполнилось 6 лет, крадет ожерелье Марии-Антуанетты, великолепное украшение, ставшее гордостью семьи. Узнав о пропаже драгоценной вещи, Субизы приглашают следователей, однако те не находят ни одной зацепки. Тем не менее, хозяева дома начинают подозревать в краже Генриетту. Дама вынуждена вместе с сыном покинуть город, перебраться в сельскую местность. Там мать Люпена живет до своей смерти.
Молодой и обаятельный грабитель изучает юриспруденцию, медицинское дело, становится специалистом по дерматологии. Кроме того, герой владеет классической латынью и греческим языком. В детстве отец обучил Арсена приемам бокса, фехтования, уделял внимание физическому развитию ребенка. Теперь эти умения персонаж использует в своей «второй» жизни.
В романах француз выступает не только как грабитель, но и как талантливый детектив, помогая раскрывать преступления. Такие деяния не бескорыстны — герой получает за расследования денежное вознаграждение. Удача не всегда сопутствует грабителю. Однако Люпен умеет достойно выйти из сложной ситуации.
Уже в скором времени после выхода первых сочинений о джентльмене-грабителе в Европе появились экранизации. В 1910 году вышел сериал «Арсен Люпен против Шерлока Холмса». В проект вошло 5 серий, созданных по мотивам новелл Леблана. В 30-е годы популярностью у зрителей пользовался сериал «Возвращение Арсена Люпена», который шел более 10 лет. Современные режиссеры также не оставили личность выдающегося вора без внимания.
В 2004 году на экранах появляется художественный фильм «Арсен Люпен». В основу сюжета картины легли 2 романа о грабителе: «Полая игла» и «Графиня Калиостро». Кино охватывает годы детства героя и юность, когда персонаж уже становится блистательным вором и мастерски перевоплощается. У молодого человека завязывается роман с кузиной Клариссой, роль которой исполнила Ева Грин. А после вор влюбляется в Жозефину Калиостро, обвиненную в колдовстве, — образ воплотила на экране актриса Кристин Скотт Томас. Главную роль сыграл французский актер Ромен Дюрис.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам 24smi.org, Injournal.ru