Ни один военный фильм не обходится без взрывов, да и в обычных боевиках их тоже хватает. Вот уже 120 лет кинематограф использует взрывоопасные материалы на съемках. Как это делали тогда и как это творят сегодня?
На заре кинематографа пиротехники действительно использовали динамит и порох и закладывали настоящие бомбы. Динамит поднимал камни и комья земли, которые очень походили на шрапнель. Актерам массовки приходилось вверять свою жизнь и здоровье операторам взрывателей и надеяться, что те нажмут свои кнопки вовремя. И даже камеры прятали в стальные защитные клетки. Однако постепенно в Голливуде заработали нормативно-правовые акты по технике безопасности. Кинематографисты стали уделять все больше внимания безопасности.
Стена напалма и корабли
Съемки военной драмы Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» проходили на Филиппинах. Все запасы пирозарядов, рассчитанные на 10 месяцев съемок, ушли за первый месяц.
Одна из сцен включала в себя самый большой взрыв, когда-либо созданный для кино на тот момент. Пиротехники Флауэрс и Ламбарди проложили в джунглях 183 м пластиковых труб диаметром 15 см. Получившуюся конструкцию заполнили бензином. Процесс заполнения занял два дня. Вдоль трубы через равные расстояния они поставили дополнительные бочки с бензином, подведя к ним индивидуальные заряды. Бочки должны были имитировать удары ракет. И когда в кадре полетели самолеты, пиротехники взорвали все заряды последовательно. «Я сам не ожидал, что стена напалма будет выглядеть так грандиозно», — говорит Эй Ди Флауэрс.
Для битвы в Перл-Харборе из одноименного фильма Майкла Бэя потребовалась уйма масштабной пиротехники. Во время подготовки к съемкам Бэй заметил стоящие в гавани суда: оказалось, что это неактивная флотилия. Съемочная группа добилась разрешения на их использование при условии, что судам не будет причинен ущерб. Их палубы покрыли фанерой, а всю мощь взрывов направили вверх. Команде под руководством Джона Фрейзира потребовалось полтора месяца, чтобы заминировать шесть судов. Вся работа по подготовке этих сцен заняла семь месяцев, в процессе были задействованы Федеральное агентство по защите окружающей среды, американская армия и правительство Гавайев. Для шести взрывов использовали 700 шашек динамита 15 кубометров бензина. На каждом судне было заложено 500 отдельных бомб. В сцене принимало участие 100 статистов и шесть настоящих самолетов. 182-метровые взрывы были сняты с разных ракурсов 14 камерами и длились всего 7 секунд. Но за счет монтажа их длительность на экране достигает 12 секунд.
«Нужные вещи»
Один из маленьких канадских городков в 40 минутах езды от Ванкувера стал локацией для телефильма по произведению Стивена Кинга «Нужные вещи». Буквально посреди поселка кинематографисты построили антикварный магазинчик. За пиротехнику в фильме отвечал бывший пожарный Гэрри Паллер. Интересно, что декорацию построили через дорогу от заправочной станции, поэтому при взрыве требовалось уделить особое внимание безопасности. Команда Гэрри Паллера должна была рассчитать, какой силы и направленности может быть взрыв, чтобы он не долетел до потенциально опасной территории.
Прежде всего, нужно было выстроить хореографию взрыва и понять, что и в каком порядке должно взлететь на воздух, чтобы он был кинематографичен и радовал зрителя продолжительное время. Изначально декорация была построена из легких материалов, чтобы исключить травмы. Часть конструкции подпиливали заранее, чтобы для ее разрушения понадобилось прилагать как можно меньше усилий.
В сцене сначала вылетают окна, потом огонь вырывается из подвала, затем из середины крыши поднимается огненный шар, а в последний момент разрушается все здание. Во всяком случае, примерно так хотел это видеть режиссер. Он выстроил камеры, а Гэрри Паллер указал те места, на которых будет безопасно стоять каскадерам, отыгрывающим главных персонажей шоу. Взрыв должен был произойти в тот момент, когда бегущие от дома каскадеры достигнут этой точки. Вся команда должна сработать в унисон. Расположенные через дорогу емкости с горючим дополнительно прикрыли защитным материалом, чтобы обеспечить безопасность.
Взрыв поделен на четыре стадии. Во время первой огненные пушки выбивают подпиленные окна и дверь, во время второй праймокорд разрывает стены, во время третьей пушки запускают легкие осколки вверх, а после всего бочки с горючим и нафталином запускают большой огненный шар в воздух. Второго дубля нет.
Пушка — это стальная корзина с бомбой из пороха на дне. Внутри бомбы из пороха — «электронная спичка»-радиовзрыватель, а сама бомба обмотана изолентой. Именно это сопротивление и делает взрыв сильнее. Сверху на бомбу кладут обломки из мягкой древесины бальзы и пробкового дерева или древесной коры. Вылетая из окон, эти обломки создают иллюзию разрушения здания.
Во время последовательности взрывов ни один из них не должен повредить провода, предназначенные для последующих зарядов, иначе какие-то бомбы не взорвутся, и единственный дубль будет испорчен. Чтобы сломать стены здания, их покрывают гибкой взрывчаткой под названием праймокорд или деткорд. Это полый провод, наполненный высокоскоростным взрывчатым веществом TNT. Взрыв в таком шнуре распространяется со скоростью звука, поэтому весь праймокорд взорвется практически одновременно.
Красивый огненный шар часто создают с помощью медленного сгорающего порошка, который не прилипает к стенам и объектам, в отличие от бензина. В этот порошок можно добавить дополнительные компоненты, красящие пламя в другие цвета. Такой взрыв обычно снимают скоростными камерами, чтобы растянуть его во времени на экране.
Подрыв реального здания
В редких случаях кинематографистам удается «добыть» настоящее здание, предназначенное для сноса, чтобы красиво взорвать его в процессе съемок.
А иногда они просто его арендуют, как было с офисным строением, где снимали фильм «Терминатор 2: Судный день». Кинематографисты привезли свои стекла, чтобы выбить их на экране. Кстати, взрыв был сделан очень аккуратно, а основной вред зданию причинила система пожаротушения, которая включилась и залила все этажи.
Но мы вернемся к подрыву настоящего здания. На съемках «Темного рыцаря» Кристофер Нолан и его группа под руководством Криса Корбулда взорвали бывший госпиталь. Для этого им потребовалась команда настоящих подрывников, занимающихся сносом городских строений. Эти люди умеют подрывать здания так, чтобы не повредить окружающую городскую среду.
И здесь тоже создали особую хореографию — здание должно было падать постепенно, сегментами, создавая иллюзию каскадного взрыва. Над этим работали две команды пиротехников. Минеры буквально распилили здание так, чтобы оно падало каскадом. Причем падала только передняя часть здания — фасад. Поверх реальных зарядов были поставлены спецэффектные — маломощные, но зрелищные. И команде Корбулда пришлось привезти и вставить стекла на один этаж, чтобы специалисты по визуальным эффектам получили референсы. Изначально наличие визуальных эффектов в этих сценах вообще не планировалось. Но между моментом, когда кинематографисты получили разрешение на подрыв здания, и моментом съемок кто-то снял и вывез все стекла в старом госпитале. Нолан был очень расстроен. Но ему пришлось обходиться тем, что есть. Минирование здания заняло три недели, а взрыв занял примерно 30 секунд экранного времени.
Несколько лет спустя тот же самый Крис Корбулд поставил мировой рекорд — его взрыв для фильма «007: Спектр» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в кино. Для этой красоты было использовано 8140 л керосина, подожженного 24 зарядами по килограмму каждый с собственным взрывателем. Время каждого подрыва рассчитали на компьютере.
Сжатый воздух вместо пиротехники
Но сегодня в кино пиротехники предпочитают пользоваться воздушными пушками. Воздушная пушка — это та же железная корзина, в которую направлен раструб баллона со сжатым воздухом. В такую корзину укладывают мягкие обломки и другие материалы, которые должны взлететь. Либо это сам баллон, который направлен в стену или другой предназначенный для взрыва объект. Стену или объект просто сметает потоком воздуха.
Именно так сделали взрыв парижского кафе для фильма «Начало». Причем направление потока воздуха было рассчитано так тонко, что сидевшие в кадре актеры были в безопасности, пока вокруг них вылетали объекты. Прежде чем посадить на стулья Лео ДиКаприо и Эллен Пейдж, супервайзер спецэффектов Крис Корбулд (да, опять он!) испытал свое детище на себе. Даже кофейные чашки на столе перед ним не пошатнулись, пока вокруг бушевал ураган.
Воздушные пушки часто используют с подсветкой для имитации взрыва. Так можно сделать пироэффект без огня. Особенно — в миниатюрной пиротехнике. Если выброс имитирующего дым порошка (например, муки) подсветить снизу лампочкой, то на экране можно легко принять его за реальный пиротехнический заряд. Но это — совсем другая история.
Источник: Tvkinoradio.ru