Биографическая драма «Мария» с Анджелиной Джоли в главной роли обещает стать одним из заметных кинособытий 2024 года. Режиссер Пабло Ларраин снял картину про последние дни жизни знаменитой Марии Каллас, одной из лучших оперных певиц в истории. Место действия — Париж 1970-х. Жизнь оперной звезды действительно похожа на сюжет захватывающего кино, со своими взлётами, падениями, невероятной историей любви и загадочным открытым финалом…
Признак оперы
С первых минут появления на свет будущая певица не оправдала ожидания родителей: они хотели мальчика, который заменил бы им умершего от брюшного тифа сына. Но в семье 2 декабря 1923 года родилась вторая дочь, которую назвали Мария.
Греческие эмигранты Калласы жили в Нью-Йорке. Отец семейства работал фармацевтом, и до начала Великой депрессии в США они жили припеваючи. Мать, очень любившая музыку, мечтала, чтобы её дочери получили образование в этой сфере. А у отца были средства, чтобы оплачивать недешёвые уроки. Но золотые времена вскоре закончились. Джордж Каллас потерял работу, начались бесконечные переезды в поисках лучшей жизни. В конце концов, матери надоело безденежье, и она с дочерьми вернулась в Грецию.
Всё это время музыкальное образование девочек не прекращалось ни на минуту. Мария с детства блистала талантами. В 5 лет она начала брать уроки фортепиано, в 8 занялась вокалом, побеждала на детских песенных конкурсах. В 16 она блестяще сдала экзамены в Афинскую консерваторию, а в 18 уже дебютировала на сцене оперного театра. «Разве такой слонихе под силу будет петь Тоску?», – удивился один из работников Афинского театра, и тут же получил от Каллас по носу кулаком. Через несколько минут она невозмутимо вышла на сцену. «Божественный голос!» – кричали в зале под несмолкающие аплодисменты.
Но на афинской сцене Каллас не задержалась надолго – ей хотелось покорять мир, и она вернулась в Америку. Правда, на чужбине Марии пришлось два года обивать пороги театров, прежде чем получить долгожданное приглашение от Метрополитан-опера. Но скромный контракт, который ей предложили, Каллас показался недостойным её таланта. И она решила пойти другим путем – более быстрым и многообещающим, как ей казалось, но на самом деле довольно сомнительным: юную певицу взял под своё крыло гангстер и любитель оперы Эдвард Баргози. Он стал продюсером и любовником Каллас. Но его попытка создать собственный оперный театр закончилась банкротством, а их личные отношения были бесперспективными, поскольку Баргози был женат на другой оперной диве – Луизе Казелотти. Вдобавок он начал требовать с Каллас всё большие проценты от гонораров. Так вместо воплощения мечты Америка стала для неё страной крушения иллюзий.
Каллас вернулась в Европу, и в Италии, наконец, мир большой оперы оценил её талант. А рядом оказался мужчина, готовый посвятить жизнь продвижению таланта Каллас.
Итальянская страсть
С Джованни Баттистой Менегини Мария познакомилась в одном из итальянских кафе. 52-летний состоятельный предприниматель имел собственный промышленный бизнес и обожал оперу. Дарование и харизма Каллас не оставили его равнодушным – он продал свои активы и занялся исключительно ею.
Менегини стал для Каллас другом, наставником, продюсером, любовником, а потом и законным мужем. Многие считают Джованни романтиком, который бросил мир к ногам любимой женщины. Другие уверены, что он относился к Каллас как к бизнес-проекту, который, кстати, оказался весьма успешным. «Когда я впервые встретил её, она была толстой, неуклюжей, одетой, как собака. Настоящая цыганка. У неё не было ни цента и не было ни малейшей перспективы построить карьеру», – вспоминал Менегини. И это не похоже на слова человека, потерявшего голову от любви. Как бы то ни было, он действительно вложил много денег и сил в раскрутку Каллас. География её выступлений ширилась, ей давались самые сложные вокальные партии, а критики говорили о «четырёх голосах в одном горле».
На Каллас обратил внимание культовый режиссёр Лукино Висконти и решил поставить с ней «Травиату». Ради этой роли певица за 11 месяцев похудела на 40 килограммов. И стала не только оперной звездой, но и иконой стиля.
Слава её гремела уже по обе стороны океана. Каждое выступление Каллас превращалось в яркое шоу. Кажется, сбылись все мечты: Каллас была богата, знаменита и успешна. И именно в этот период она встретила человека, которому было суждено разрушить её жизнь.
Последняя ария
Миллиардер-нефтеторговец и судовладелец Аристотель Онассис имел репутацию известного ловеласа. Его жена Тина, наследница крупнейшей в мире судостроительной компании, закрывала глаза на похождения темпераментного мужа. Но появление в его жизни Каллас её не на шутку встревожило. «Эта женщина могла бы стать самой влиятельной в мире, если бы выбрала профессию не певицы, а политика», – сказал Аристотель, впервые увидев Марию на сцене. И с тех пор стал присылать певице букеты с короткой запиской: «От другого грека».
Их очное знакомство состоялось уже на балу в Вероне, и Онассис решительно не понравился оперной диве. Она сочла его слишком наглым и приставучим, чем только раззадорила азарт опытного покорителя сердец. Спустя полгода ему удалось добиться согласия Марии отправиться с мужем в круиз на его яхте «Кристина». В числе вип-гостей был британский политик Черчилль. В целом это путешествие оказалось роковым: в роскошной обстановке под солнцем и ветрами разгорелась страсть, и браки Каллас и Онассиса затрещали по швам.
Но если ему свобода далась относительно легко, то Марии пришлось за неё отчаянно бороться. Представить развод в Италии в то время было невозможно, а обиженный Менегини требовал, чтобы Каллас арестовали за супружескую измену. Потом взамен за освобождение он потребовал 50 процентов гонораров от записей Каллас. А до этого успел перевести большую часть средств Марии в швейцарские банки и оплатить ими свои долги.
Но к алчности мужа Мария уже привыкла. Куда страшнее были перемены в поведении Онассиса. Когда Мария первый раз забеременела, он посоветовал ей сделать аборт. Каллас не послушалась, однако у неё случился выкидыш. Потом ещё один. Она мечтала о настоящей семье и детях, но Аристотель не собирался расставаться с только что обретённой свободой. Он упивался вниманием светских хроникёров, когда появлялся в обществе с Каллас. Но жили они по-прежнему отдельно. Она в Париже, он – на собственном греческом острове. А вскоре папарацци начали замечать его и с другими женщинами. Так Мария узнала о романе Онассиса с актрисой Ли Радзивилл, младшей сестрой Жаклин Кеннеди. А потом у него вспыхнула любовь с самой Жаклин, вдове президента США Джона Кеннеди. На Жаклин Аристотель в итоге и женился, в очередной раз публично унизив звезду оперы.
С этим ударом Каллас уже не справилась. Её и раньше преследовали страхи, что она теряет голос, а теперь они начали сбываться. Поначалу Марии перестали даваться высокие ноты, а потом каждый выход на сцену становился мучением. По одной версии, это произошло на нервной почве. По другой, у оперной дивы был дерматомиозит, который постепенно приводил к параличу мышц во всём теле. Окончательно её подкосила смерть Онасисса. Тот уже успел осознать, что Жаклин – холодная и расчётливая женщина, которая проматывает его деньги, и снова тянулся к Марии. Угрожал наложить на себя руки, если она его отвергнет. Когда Аристотель заболел, Жаклин запретила пускать Каллас к нему в палату. Мария прорвалась туда буквально за несколько мгновений до того, как Онассис впал в кому.
После этого Каллас жила практически затворницей, её здоровье стремительно ухудшалось. Она говорила, что потеряла всё – ни голоса, ни детей, ни любимого мужчины. Одиночество ей скрашивала только компаньонка – пианистка Вассо Деветцки. Есть версия, что именно она и ускорила уход Каллас из жизни, давая ей сильные успокоительные, несовместимые с алкоголем. Сердце оперной дивы остановилось 16 сентября 1977 года в Париже, ей было всего 53 года…
Лариса Плахина, «Новое дело»