Великий фламандский живописец Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года. Почти фотографическая точность изображений, на фоне яркого эмоционального базиса, столь свойственного Ренессансу, психологически выверенный подход к созданию портретов, чувственность и верность деталям — все это сформировало уникальный шедевральный художественный язык Рубенса.
Художники обожествляли каждую травинку
Он появился на свет в немецком городе Зигене, куда его родители эмигрировали, спасаясь от террора испанских поработителей. С этого момента можно отсчитывать историю нидерландского Ренессанса. Нидерландами в XV веке называли земли у берегов Северного моря, где теперь расположены Голландия и Бельгия. Богатые области, объединенные под властью бургундских герцогов, первенствовали среди европейских стран в экономическом и культурном отношении. Рост городов и уклад городской жизни способствовали формированию нового отношения к конкретной повседневной деятельности.
Обыденные жизненные явления окружались благоговейным почитанием и ореолом святости: мое дело, моя семья, мой дом, мое имущество, моя капелла, мой святой покровитель. Во всех слоях общества чрезвычайно усилилось стремление к украшению и поэтизированию повседневности. Нидерландские художники буквально обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа, копировали мельчайшие детали быта и во всем этом видели прекрасное.
Когда после смерти отца в 1587 году будущий художник вместе с матерью переехал в Антверпен, он застал этот богатый город в полном запустении. Родная Фландрия постепенно восстанавливала былое величие. До конца XV века Ренессанс был явлением только итальянской культуры. Но на рубеже XV-XVI вв. возрожденческая культура преодолела границы Италии и быстро распространилась по странам Западной Европы к северу от Альп — в Нидерландах, Германии и Франции. Рубенс — один из ярчайших представителей Северного Возрождения.
Главное различие между итальянским и Северным Возрождением заключается в том, что первому присуще стремление к восстановлению античной культуры, к раскрепощению, освобождению от церковных догм, светской образованности, тогда как в Северном Возрождении главное место занимали вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к реформации и протестантизму.
Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, но наиболее самобытный характер Северного Ренессанса проявился в художественной культуре Нидерландов и Германии. Главными центрами искусства были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле, Амстердам. Такой подъем в национальном искусстве на фоне постоянных захватов иноземцами был очень кстати. Питер, молодой художник, впитавший культуру родины Возрождения – Италии, вернулся после обучения у местных мастеров на родину. Начав с копий великих шедевров предшественников — Караваджо, да Винчи, Тинторетто, постепенно Рубенс обретает собственный, «северный» стиль.
Здесь никто не стремится к совершенству
Развитие Северного Ренессанса на целое столетие запоздало по сравнению с итальянским и происходило на совершенно другой основе. Так, в Италии основой гуманизма служили учения античных философов-язычников, а в северных странах он основывался на воскрешении демократической религии ранних христиан с ее требованием социальной справедливости.
Если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему. К такому, какой он есть. Порой даже с некоторой долей культивации недостатков… что мы видим и сегодня – в утрированном требовании свободы частной жизни и текущему положению дел. Здесь никто не стремится к совершенству и идеалу, здесь идеалом провозглашается то, что есть.
Вернувшись в 1608 году на родину, Рубенс быстро занимает ведущее положение в художественной жизни страны. Его авторитет непререкаем. В мастерской Рубенса создаются сотни полотен по заказу королевского двора. Его искусство одновременно украшает будни страны и отражает ее время. В художественной культуре Северного Возрождения значительно больше черт средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, она более условна по форме, более архаична и меньше знакома с античностью. Философской основой Северного Возрождения был пантеизм (обожествление вселенной, природы).
Не отрицая прямо существование бога, это учение растворяет его в природе, наделяя ее божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Повсеместность. Бог не где-то там, Он во всем. Пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица бога, и делали вывод, что любое проявление природы достойно изображения. Такие представления привели к появлению в художественной культуре Северного Возрождения пейзажа как самостоятельного жанра. Именно здесь светский портрет обретает такую силу.
Немудрено, что именно в искусстве Северного Ренессанса, в частности — в творчестве Рубенса — сформировался и получил развитие (прежде всего в Нидерландах) такой жанр, как бытовая картина. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма: любая мельчайшая подробность изображалась с большой тщательностью. Это делало картины очень увлекательными для зрителя: чем больше разглядываешь, тем больше находишь интересных деталей.
Эта живописная поэзия будней, когда высокое повествует о повседневном, не уничтожая одно и другое, но связывая их — не в этом ли основная задача искусства? Кто знает. Но уж наверняка неслучайно мы помним об одном из великих отобразителей собственной современности — Рубенсе — и спустя почти половину тысячелетия!
Юлия Милович-Шералиева, «Суперстиль»