Странная жизнь Эдгара Аллана По

0

Эдгар Аллан По давно увенчан лаврами основоположника жанра детектива. Именно он придумал главную составляющую аппетитного криминального варева – образ блестящего сыщика, за игрой ума которого напряженно следит читатель. Но По открыл как минимум еще два направления в литературе: фантастический рассказ и новеллы ужасов.

Жизнь как смерть

Земная жизнь писателя сложилась ужасно – сиротство, разлука с горячо любимой сестрой, издевательства жестокого опекуна, зависть и предательство друзей, постоянная нужда и работа за смехотворные гонорары, смерть жены, пьянство, наркомания, безумие…

Еще ужаснее оказалась его смерть. Но именно она придала образу писателя особую загадочность. До сих пор по поводу причин кончины Эдгара По споров больше, чем о литературных достоинствах его книг. Не переводятся медиумы, утверждающие, что дух писателя «выходил на связь и рассказал, как он был похоронен заживо…» Появляются время от времени «новые стихи» Эдгара По, «продиктованные» его духом.

По настоящее время браться за издание его произведений считается плохой приметой, а каждая экранизация его рассказов связана с какой-нибудь трагической историей.

Так как же писатель умер? Ну, судя по медицинскому заключению, от кровоизлияния в мозг. Лечащие врачи описывали его состояние перед кончиной как «буйное помешательство». Как бы то ни было, утром 7 октября 1849 года сорокалетний Эдгар По скончался.

Одинокий и странный

При невысоком росте и хрупком телосложении он всегда выглядел старше сверстников. Обожал плавание: в четырнадцать лет Эдгар проплыл шесть миль против течения, став на время настоящим героем в глазах ровесников.

В семнадцать начался его пагубный роман с алкоголем. Комната По в университете была настоящим вертепом: здесь круглыми сутками пили вино и играли в карты. Страсть к картам – еще один порок Эдгара. Юноша превосходно играл в вист, много выигрывал, но все равно постоянно был в долгах. Из-за этого, в конце концов, ему пришлось покинуть университет.

Говорят, он потрясающе пил: опрокидывал стакан одним движением, а потом со стуком ставил его на стол, после чего совершенно преображался: глаза горели, обычно бледные щеки пылали, речи становились гипнотическими. Причем видно было, что пьет он, ожидая именно такого эффекта. Каждая пьяная ночь приводила к болезни на несколько дней, потом – недель, потом и вовсе к запоям. Ах, если б это был его единственный порок! Всегда рядом были наркотики. Опий, по свидетельству современников, он ежедневно принимал после завтрака. А вечерами – морфин…
Говорят, Эдгар По был членом оккультного ордена «Братство Луны», участники которого занимались спиритизмом и черной магией. Существует легенда, что По, посаженный однажды в тюремную камеру, к утру исчез из нее при запертой двери. Друзья уверяли, что Эдгар может одновременно находиться как минимум в двух местах. Не этой ли способности обязан эпизод появления По в России? Правда или нет, но писатель утверждал, что побывал в Санкт-Петербурге и попал даже в какую-то передрягу с полицией…

Дух извращения

Если спросить у произвольно выбранных из толпы ста человек: «Как бы вы охарактеризовали рассказы Эдгара По?» Сто человек из ста ответят: «страшные» или «ужасы». Это правда. Его главная тема: трагическое столкновение человеческого сознания с окружающим миром. Если брать конкретнее: живой души с бездуховностью буржуазной цивилизации. По был, вероятно, первым американским писателем, а возможно, и первым в мире, уловившим эту новую угрозу.

Последние двенадцать лет жизни – самое плодотворное время – он провел в Филадельфии, Нью-Йорке и Бостоне: городах, где кипела коммерческая жизнь. Это сердце деловой Америки романтик По презирал и даже больше – ненавидел. Он писал о смерти и упадке, разрушении традиций и деградации личности, о страхе жизни и чувстве безнадежности…

Вот эта охваченная ужасом душа человека – главный герой его рассказов. Страх – вот ключевое слово для понимания таинственных, мистических новелл По. В жизни человека всё – страх: страх перед смертью и перед жизнью, страх перед одиночеством и перед людьми, страх перед безумием и перед знанием…

В окружающих людях, да и в себе самом По усматривал болезнь души, ее он обозначил как «тягу к нарушению запрета». Позже он ввел очень точный термин – «дух извращения». Этот «дух» представлялся писателю самым характерным для современного состояния общества явлением. С этой болезнью Эдгар пытался по мере сил бороться, но безуспешно. Зато он дотошно исследовал недуг: благо, больной всегда был под рукой – он сам.

Повышенное внимание По к психологии, к подсознательному, безграничная вера в разум, который один только, в его глазах, способен вывести человека и человечество из трагических противоречий бытия, стали основой самых знаменитых и наиболее значимых для развития мировой литературы рассказов. Это, конечно, детективы. В них появился новый герой – стройно мыслящий, эксцентричный, наделенный мощной логикой, немного извращенный, но чуждый наживы. Его функция – раскрыть тайну, найти преступника, но главное – завоевать читателя. В центре внимания оказывается не преступление и не расследование, а человек, ведущий его. Новизна детективных рассказов – в демонстрации красоты работы разума, его поистине безграничных возможностей.

Фантасты снимают шляпу

Другой подарок, оставшийся от По, – мистические новеллы. Они предвосхитили то, что сегодня называется готической прозой. Он узаконил в литературе темы ритуального убийства и суицида, привил читателю вкус к мистицизму, умиранию, распаду…

Принято считать, что По был плодовитым автором. Между тем написал он совсем немного. Все его поэтическое наследие – в четырех сборниках. А прозы за восемнадцать лет издано и того меньше: две повести – «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» и «Дневник Джулиуса Родмена», философский трактат «Эврика», около семидесяти рассказов. В сравнении с современными детективщиками совсем немного.

Да дело ведь не в количестве. Эти несколько десятков рассказов открыли три новых жанра в мировой литературе: детективный, научно-фантастический и готическую новеллу (новеллу ужасов).
Дальше научно-фантастическое творчество По развивалось в разных направлениях: технологические рассказы, сатирические, метафизические.

Поводом к написанию каждого из них становится научное открытие, техническое изобретение или просто любопытный необъяснимый факт. Но главным предметом изображения становится вовсе не научный парадокс, не инженерная новинка – нет. Снова в центре внимания – человеческая психика, умение адаптироваться, сделать пригодным для существования сумасшедший мир.

Интересно, что Жюль Верн и Герберт Уэллс единодушно признавали Эдгара По своим предтечей, несмотря на разность их дарований. А влияние По в жанре ужасов признавали Бодлер и Теннисон, Достоевский и Конан Дойл, Кинг и Лемм, и все те мириады авторов, по сей день использующих идеи самого знаменитого в литературе американца.

Почитатель женских душ

Его отношения с женщинами всегда были необычными. Дамы любили мрачного юнца с темными кругами под глазами. Истерически любили его ровесницы в школе, обожала жена ненавистного богатого опекуна, души не чаяла в нем сестра Розали, проявляли интерес даже матери приятелей…
В 14 лет Эдгар безумно влюбился в матушку своего друга, тридцатилетнюю Джейн Стенард. Несмотря на разницу в возрасте, они моментально нашли общий язык, и она стала первым человеком, заинтересовавшимся стихами юного поэта. Неизвестно точно, связывало ли их что-то большее, но… Скоро Джейн сошла с ума и умерла. Это была первая роковая потеря Эдгара, он тогда был близок к самоубийству…

Следующая любовь Эдгара – Сара Эльмира Ройстер – дала слово стать его женой. Но козни родителей девушки и опекуна Эдгара разлучили влюбленных.

Утешала бедного страдальца его тетка – Мария Клемм, создание нежное, мало что смыслившее в литературе. Для нее он был просто «бедным мальчиком». На ее юной дочери, своей кузине, По скоро женился. Вирджинии шел тринадцатый год. Эдгар и тетушка Мария договорились, что первые два года муж и жена будут спать в разных спальнях. Впрочем, Эдгар готов был и дальше воздерживаться от супружеских отношений: его дорогая маленькая жена не была объектом страсти. Он считал ее идеалом красоты, бесплотной музой. Как можно осквернять такие отношения!

Вообще, мужьям тех женщин, которые увлекались этим «безумцем с горящими глазами», нечего было опасаться: он не претендовал на тела их жен – нет-нет, только на души! О, сколько сплетен добавил к мемуарам о писателе факт его равнодушия к плотским утехам с дамами. Его на весь свет объявляли импотентом, потом, разумеется, гомосексуалистом, что для середины 19 века было страшным клеймом.

В браке с первой женой он прожил 12 лет. Брак был счастливым, насколько это возможно для человека с характером Эдгара По. Но болезненная и хрупкая Вирджиния умерла от туберкулеза. За этим последовал безумный год – По практически не выходил из наркотического тумана.

А потом По сделал предложение Саре Эльмире Ройстер – своей юношеской любви. Той самой Саре, на которой не смог жениться много лет назад из-за родственников. Теперь Сара была богатой вдовой с двумя детьми. И сразу после обручения в Ричмонде, 28 сентября, По отправился Нью-Йорк, чтобы закончить кое-какие дела и подготовиться к свадьбе, а по пути зачем-то заехал в Балтимор, где спустя несколько дней был полумертвым обнаружен на деревянной скамье на задворках бара.
Зачем он приехал в Балтимор – город, который ненавидел? Что собирался там делать, с кем встретиться? Нет ответов. Известно лишь, что грязного, полуголого, без цента в кармане, а ведь из Ричмонда он уехал с 1500 долларов, Эдгара По доставили в больницу для неимущих. Диагноз в медкарте: «горячечный бред, судороги и галлюцинации». Больной был буйным, доктора применили успокоительные уколы, после которых великий писатель впал в кому. Умер он на четвертый день.

Балтиморский призрак: загадки смерти

Самая страшная тайна балтиморского кладбища связана с появлением на могиле Эдгара По странного человека. Случилось это примерно лет пятьдесят назад. Незнакомца заметили в полночь, и все, кто его видел, говорят одно и то же: одет в черное, лицо укутано шарфом, очевидно, хочет остаться неузнанным, в руках – трость. Запомним эту деталь!

Каждый год в один и тот же день – 19 января (день рождения Эдгара Аллана По), вернее, в одну и ту же ночь, мужчина приходит на кладбище. Он встает на одно колено, прикладывается к бутылке, делает глоток, затем оставляет початый коньяк на могиле вместе с тремя красными розами. Этот фанат творчества По (а может, его призрак) на несколько минут замирает у могилы, сняв шляпу, и быстро уходит прочь. Само собой, работники кладбища попытались выследить таинственного гостя. В 1983 году в полночь у могилы По собрались 70 энтузиастов. По их рассказам, «черный человек» пришел через час после полуночи – как всегда, с дорогой тростью, в черном плаще. Услышав возню (все же 70 человек довольно трудно заставить замереть), незнакомец исчез почти мгновенно. Но на могиле По все же остались традиционная бутылка и розы.

Через год папарацци попытался сфотографировать неуловимого поклонника По. И ведь удалось! С помощью специального фотооборудования для ночной съемки сняли коленопреклоненного мужчину у могилы Эдгара По. Лицо незнакомца скрывала тень шляпы. Потом поползли слухи, что удачливый фотограф погиб при странных обстоятельствах. И больше желающих выслеживать «призрак По» не нашлось…

Когда великого безумца обнаружили на грязной улице в Балтиморе, в руках он инстинктивно сжимал трость, которую случайно прихватил у своего ричмондского приятеля, отправляясь на поезд до Нью-Йорка. Этот человек, последний видевший Эдгара По живым, так описал прощание с гением: «Эдгар, обернувшись, еще раз приподнял шляпу и взмахнул тростью. В это самое мгновение на небе, прямо у него над головой, сверкнул яркий метеор и тотчас погас…»

Источник – «Вся магия»

Поделиться.

Комментарии закрыты