Возможно, художник слышал рев животных на скотобойне и вопли душевнобольных в клинике
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Нарисовал страх, звук и вулканическое небо
Так норвежский художник-экспрессионист Эдвард Мунк написал о своей картине «Крик». Художник не стремился к прорисовке. Мунк рисует сам звук, состояние. Посмотрите, как согласованы линии, которыми написаны пейзаж и кричащий. Они словно в резонансе. Человек слышит крик природы и реагирует на него, и природа не может не отозваться на состояние человека. По сути, это идея вселенского единения.
Образ, который родился у Мунка, — это синтез того, что он чувствовал в то время, тех настроений, которые витали вокруг, детских страхов, бесконечной депрессии и одиночества. Не исключено, что багряный цвет неба — не преувеличение. Мунк действительно мог видеть такой цвет. В 1883 году в Кракатау произошло мощнейшее извержение вулкана. В атмосферу было выброшено огромное количество пепла, из-за чего в течение нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.
Вполне возможно, что и тот крик, который слышал Мунк, не некая идея или галлюцинация. Рядом с холмом Экеберг, где проходил Мунк, располагались крупнейшая скотобойня Осло и психиатрическая клиника. Крики забиваемых животных вместе с воплями душевнобольных были невыносимы.
Публика недоумевала, как столь приятный молодой человек может писать такие ужасные картины. Однако именно эта работа стала программной для экспрессионизма. Она принесла в искусство пронзительное одиночество и отчаяние. Нам, знающим, что ждет мир в XX веке, волей-неволей хочется назвать Мунка прорицателем.
В 1893–1910 годах Мунк создал четыре версии своей знаменитой картины. Две из них написаны маслом, две — пастелью. В 1893 году была написана первая пара работ — предварительный вариант пастелью (хранится в Музее Мунка в Осло) и картина маслом (Национальная галерея в Осло). Еще одна работа пастелью, написанная в 1895 году, была куплена на аукционе в 2012 году финансистом Леоном Блэком за 119,9 млн. долларов, что стало рекордной ценой произведения искусства на тот момент. Работа, выполненная маслом в 1910 году, тоже находится в Музее Мунка. Есть также несколько отпечатков гравюры с литографского камня, сделанного Мунком в 1895 году.
«Назвали его картины позором»
Когда работа 1893 года выставлялась в 1904 году в Копенгагене, датский искусствовед заметил на ней сделанную карандашом надпись: «Kan kun vare malet af en gal Mand!» («Это мог нарисовать только сумасшедший!») Эксперт решил, что это один из посетителей выставки выразил свое впечатление от картины, пишет The History Blog. Позднее искусствоведы предположили, что автором надписи был Мунк, но еще в 2008 году эта версия разделялась далеко не всеми экспертами.
Исследование под микроскопом подтвердило, что карандашные линии были написаны поверх высохшей краски после того, как картина была закончена, но надпись потускнела, и ее стало трудно прочесть. Однако углерод из карандашного графита ярко выделяется на фоне краски, когда его фотографируют в инфракрасном диапазоне, что сделало возможным детальный анализ почерка. И этот анализ не оставил сомнений, что автор надписи — Мунк.
Исследователи полагают, что художник написал это примерно через два года после создания картины. Работа вызвала множество критических откликов. По словам одного искусствоведа, «Крик» показал, что Мунк не был «серьезным человеком с нормальным мозгом». Студент-медик Йохан Шарффенберг поставил художнику психиатрический диагноз на основании картины «Автопортрет с сигаретой». Эдвард Мунк обеспокоенно следил за отзывами.
«Мы знаем, что он был очень расстроен, когда критики его работ подвергли сомнению его вменяемость и назвали его картины позором, — говорит куратор Национальной галереи и автор книги о творчестве Мунка Май-Бритт Гуленг. — Психические заболевания были болезненной темой для Мунка, так как расстройства психики имелись у его близких родственников». И отец, и сестра Мунка страдали приступами депрессии, а у сестры также была диагностирована шизофрения.
По собственному признанию художника, у него не было ни счастливого детства, ни спокойной взрослой жизни. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами, которые сопровождали мою колыбель и с тех пор следовали за мной на протяжении всей моей жизни», — написал он однажды. Из-за запойного алкоголизма и нескольких нервных срывов Мунк провел полгода в психиатрической клинике в Копенгагене в 1908 году. Что хотел выразить надписью Мунк — неясно. Она могла быть ироничным заявлением, спровоцированным критиками, называющими его сумасшедшим, или импульсивной реакцией на его собственные опасения, что эти критики могут быть правы.
Источники — «Дилетант-медиа» , «Полит.Ру»