Более четырех столетий тому назад падишах империи великих моголов Хуррам Шах-Джахан женился на индианке армянского происхождения Арджуманд Бано Бегум. Именно в ее честь был построен неповторимый по своей красоте и размерам мавзолей-мечеть Тадж-Махал в Индии, в городе Агре. История создания этого храма входит в список самых необычных поступков, совершенных ради любви.
«Бриллиант в короне»
Существует несколько версий знакомства Шаха-Джахана со своей супругой. Согласно одной из легенд, принц Хуррам встретил на базаре прекрасную бедную девушку, которая поразила его своим взглядом. 19-летняя Арджуманд Бано Бегум торговала деревянными бусами. Шах-Джахан твердо решил взять в жены красавицу, чтобы не разлучаться с ней никогда.
Есть и противоположная версия, согласно которой Арджуманд Бано Бегум не была простолюдинкой, а приходилась дочерью известному сановнику.
До наших дней также дошла история о том, что пятнадцатилетний принц впервые увидел Арджуманд Бано Бегум, когда сидел на террасе дворца в Агре и наблюдал за своей любимой сестрой Гюли. Внезапно в сторону беседки, где играла Гюли, побежал огромный пес, Арджуманд заслонила собой Гюли, и собака убежала. Гюли начала смеяться, а вот ее подружка Арджуманд внезапно расплакалась, уткнувшись в плечо подбежавшему к ним принцу. После этого происшествия наследник престола не переставал думать о юной девушке.
Принц использовал любую возможность, чтобы увидеть Арджуманд, которая была умна не по годам и очень красива. Слава о ней простиралась по всей Индии. Многие добивались руки и сердца Арджуманд. В 1612 году влюбленные, наконец, поженились.
Арджуманд стала второй и самой любимой женой принца. Ее называли «бриллиант в короне». Шах-Джахан настолько любил ее, что проводил с остальными женами времени не больше, чем предписывает Коран.
«Алая капля рубина»
Индианка с армянскими корнями вошла в историю под именем Мумтаз-Махал, то есть — «украшение дворца». Так назвал девушку ее свекор — грозный шах Джангир.
Мумтаз-Махал стала для индийского правителя тем человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Это была единственная женщина из гарема принца, которая сопровождала его в военных походах. Именно она являлась хранительницей государственной печати. История гласит, что если Мумтаз не могла присутствовать на каком-нибудь важном мероприятии, то церемония откладывалась.
Шах-Джахан восхищался утонченным телом своей возлюбленной до такой степени, что поручал своим летописцам в подробностях описывать свою интимную жизнь с Мумтаз-Махал. Император называл свою любимую Лалой, что означает «алая капля рубина».
Прекрасная Мумтаз родила Шаху 14 детей — шесть девочек и восемь мальчиков. Восемнадцать лет счастья подарила она Шаху-Джахану. Но во время последних родов избранница Джахана умерла.
Горе безутешного правителя было настолько велико, что он потерял смысл жизни, поседел, объявил двухлетний траур и даже хотел покончить с собой.
Над могилой Мумтаз-Махал по приказу Шах-Джахана был построен красивейший мавзолей, который по сей день восхищает своей красотой, кажется, что в этом удивительном каменном строении застыли на века самые прекрасные и глубинные чувства, на которые только способен человек.
Жемчужина искусства
Тадж-Махал – это не просто чудо света, это символ вечной любви двух людей. На вопрос, кто построил данную мечеть, история не дает ответ. В исламском мире того периода все идеи сооружения приписывались не архитектору, а заказчику. Известно только, что основной замысел принадлежит Устад Ахмад Лахаури.
Строительство началось в 1631 году в декабре. Постройка центрального мавзолея закончилась в 1648, а спустя 5 лет завершили сооружение всего комплекса. За это время в возведении Тадж-Махала принимало участие около 20 тысяч человек. Более тысячи слонов использовали для транспортировки материалов, которые доставлялись из Индии и Азии. Блоки из мрамора тащили быки по специально построенному 15-километровому пандусу из утрамбованной земли. На стройке работали скульпторы из Бухары, каменотесы из Белуджистана, мастера инкрустации из южной Индии, каллиграфы из Персии и Сирии, а также специалисты и мастера по резке мраморного орнамента и возведению башен. Тадж-Махал считают жемчужиной мусульманского искусства в Индии.
Самый известный компонент дворца – это его белый мраморный купол, высотой 35 метров. Его венец изначально был выполнен из золота в исламском стиле (рожки месяца направлены вверх), но в 19 веке месяц заменили бронзовой копией.
Высота самой мечети составляет 74 метра и представлена пятикупольным сооружением с четырьмя минаретами по углам. Минареты слегка наклонены в противоположную от усыпальницы сторону, чтобы во время разрушения не повредить ее.
Стены дворца выложены из мрамора с инкрустацией из драгоценных и полудрагоценных камней. В солнечную погоду мрамор выглядит белым, в лунную ночь становится серебристым, а на заре – розовым.
Внутренний зал Тадж-Махала представляет собой идеальный восьмиугольник. Высота стен составляет 25 метров, а потолок украшен в виде солнца и представлен внутренним куполом.
Внутри мавзолея находятся две гробницы, которые расположены строго над местом захоронения шаха и его любимой жены. На надгробии Мумтаз нанесены каллиграфические надписи, которые восхваляют ее, а на могиле Джахана написано: «Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца раджаб 1076 года».
К архитектурному комплексу примыкает великолепный сад, который простирается в длину на 300 метров.
Небо закрыто!
Существует легенда, что Шах-Джахан хотел также построить на противоположном берегу реки точную копию дворца из черного мрамора, но не успел.
Также есть миф о том, что император жестоко убивал архитекторов и мастеров, которые принимали участие в постройке дворца, а все строители подписывали договор, в котором обязывались не выдавать секретов строительства Тадж-Махала. Но на сегодняшний день такая информация ничем не подтверждена и считается праздным вымыслом.
Ежегодно дивный дворец из белого мрамора посещают миллионы туристов из разных стран. Интерес у путешественников вызывает его оптический фокус. Если двигаться спиной вперед к выходу, находясь лицом к дворцу, то возникает ощущение, что мавзолей просто огромен на фоне деревьев и окружающей среды.
Над дивной усыпальницей из белого мрамора запрещено летать самолетам.
Мечеть открыта для посещения с 6 до 19 часов в будни, кроме пятницы, когда в ней проходят молитвы. Также Тадж-Махал открыт для ночного просмотра в день полнолуния, включая два дня до и после полнолуния, кроме пятницы и месяца рамазан.
Артур Еремеев
Источник: ru.armeniasputnik.am, islam-today.ru