Великая театральная актриса и одна из самых чувственных женщин киноэкрана. Звезда мелодраматического жанра. Она показала, что женщина не только «коня на скаку остановит», но – живая, влюбчивая и сексуальная.april-knows.ru
Из рабочих и крестьян
Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в обычной рабочей семье, перебравшейся в город из ярославской деревни незадолго до рождения дочки. Когда началась война, Таня вместе с мамой и сестрой была эвакуирована, а отец отправился на фронт. Он прошёл всю войну и благополучно вернулся домой. Актриса с гордостью рассказывает, как её красавица-мать дождалась отца и «ни разу ни на кого не загляделась».
Всё лучшее в себе Доронина считает заслугой своих родителей. «Мама и папа не считали подвигом, что нам с сестрой дали высшее образование. Они проработали по 60 лет и чуть не дожили до бриллиантовой свадьбы. То, что дали им их родители и ярославская земля, они постарались передать нам. Отношение к людям, к стране. Я горжусь своими рабоче-крестьянскими родителями. И если есть что-то хорошее во мне — это их природа», – говорит актриса.Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе». С сайта april-knows.ru
Мечта детства
Хотя родители Дорониной не имели никакого отношения к искусству, сама она с детства мечтала стать актрисой, школьницей ходила в кружок самодеятельности, постоянно участвовала в спектаклях. Одна из теток Татьяны работала в публичной библиотеке и советовала племяннице, что еще можно почитать, помимо школьной программы. Страсть к литературе сопровождает актрису на протяжении всей жизни. Она благоговейно относится к книгам, а свою любимую, «Евгения Онегина», перечитывает каждый год.
Более трепетные отношения Доронину связывают только с природой и театральной сценой. К последней Татьяна так сильно тянулась в детстве, что после 8 класса отправилась тайком от родителей в Москву – поступать в театральный. С первой же попытки прошла творческий конкурс во МХАТ, но без школьного аттестата зачислить её было невозможно. Пришлось возвращаться домой и доучиваться.
Спустя два года Доронина с легкостью поступила едва ли не во все значимые театральные вузы Москвы – ГИТИС, МХАТ, Щукинское и Щепкинское училища. Она выбрала школу-студию МХАТ, который, в конце концов, стал главным театром её жизни. Доронина училась на одном курсе с такими актерами, как Олег Басилашвили, Евгений Евстигнеев и Михаил Козаков. За Басилашвили она вышла замуж, и после окончания института в 1956 году оба по распределению попали в один театр, потом перешли в другой. А когда в 1959 Доронина получила настойчивое предложение от Г. А. Товстоногова – главного режиссера БДТ, то ответила, что с радостью будет играть в его театре, если вместе с ней в труппу зачислят и её мужа. Товстоногов принял эти условия.
Прима и кинозвезда
Около 7 лет, немного по театральным меркам, Доронина прослужила в БДТ, но именно на его сцене она и стала звездой. Её дебютом была роль Надежды Монаховой в «Варварах» Горького. Потом Софья в «Горе от ума» Грибоедова, Настасья Филипповна в «Идиоте» Достоевского, Маша в пьесе «Три сестры» Чехова, Лушка в «Поднятой целине» по Шолохову, Надя в пьесе «Моя старшая сестра» Володина и Наташа в пьесе Радзинского, известной под названием «Ещё раз про любовь». Последние две роли актриса позже с таким же успехом сыграла и на экране — в фильмах Натансона «Старшая сестра» и «Ещё раз про любовь». Эти картины принесли Дорониной славу и любовь кинозрителей.
Татьяна Доронина была одной из главных актрис Большого драматического театра, и на ней держалась значительная часть репертуара. Многие пьесы Товстоногов ставил специально под Татьяну Доронину.
Но в 1966 году Доронина ушла во МХАТ, которым руководил Олег Ефремов, а спустя ещё 7 лет вышла на сцену Театра имени Маяковского, где работала с театральным режиссером Андреем Гончаровым. Но худрук Ефремов переманил актрису в свой театр, и она вернулась во МХАТ. Впоследствии актриса призналась, что совершила ошибку: «Уход из БДТ — это моя ошибка. Нельзя было предавать режиссера, который выстраивал на меня репертуар», – говорит Доронина.
Но где бы ни играла Доронина, она была примой, она была звездой – одной из самых востребованных актрис театра, чья слава не угасала на протяжении нескольких десятилетий. Редкие роли в кино лишь оттеняли главное – театр. Для ценителей (и для себя самой, в первую очередь) Доронина всегда оставалась театральной актрисой.
Однако было и кино. Впервые на экран Доронина попала на последних курсах института, сыграв небольшую роль в картине Михаила Калатозова «Первый эшелон». Всего за свою карьеру актриса сыграла в 15 фильмах, а в середине 80-х совсем перестала появляться на киноэкране.
Нюра
«Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой – знаковая картина и для кино, и для Татьяны Дорониной. Простая история. Замужняя деревенская женщина Нюра едет торговать в город, где случайно знакомится с таксистом и незаметно для себя искренне увлекается им, попутно переосмысляя отношения с мужем и всю свою жизнь. Счастлива ли она? Может ли дать волю вдруг нахлынувшему чувству?
По-настоящему тонкое кино, драматургия которого почти полностью выстроена на полутонах и умолчаниях. Лёгкие остроумные диалоги, едва случившиеся касания и взгляды, летний дождь и необыкновенная «Нежность» в исполнении Дорониной. Один из самых чувственных (и в то же время парадоксально целомудренных) фильмов.
Для Нюры эта не случившаяся любовь – знак иной судьбы, в котором и шанс всё изменить, вырваться из своей такой одинокой и безрадостной семейной жизни, и настоящая катастрофа – позор и крушение всего, во что она верит. Доронина моментально очаровывает зрителя своей простодушной героиней и делает соучастником её душевных терзаний и сомнений. Причем в кадре всё это передается едва заметно – через интонацию, жесты, касания, игру света и тени.
Для мелодрамы театральное мастерство Дорониной пришлось весьма кстати. И в «Трёх тополях на Плющихе», и в «Ещё раз про любовь», и в «Мачехе» Доронина сумела тонко и глубоко сыграть любовь, влюбленность, нежность, желание близости и т.д., демонстрируя всю палитру чувств.
Вообще, образам женщин, которые создает Доронина на экране и сцене, присуща широта натуры и внутренняя сила. Её исполнение отличают драматизм, яркость и свежесть чувств, непосредственность, эмоциональная насыщенность, любовь к жизни.
Влюбчивая
О чувствах Татьяна Доронина знает не только из книг и спектаклей. Это сильная, самостоятельная и очень влюбчивая женщина с весьма насыщенной личной жизнью.
«Я вообще очень рано стала влюбляться. Мальчик, как и мы, был эвакуированный. Он поразил меня тем, что, когда учительница читала нам «Ваньку Жукова», он закрылся руками и заплакал. А так как он был при этом еще и самый хорошенький в классе, то начался мой роман. Потом пошло все по нарастающей. Я влюблялась каждый год», – рассказывала актриса.
Первый муж Басилашвили вспоминал: «Нас с Таней объединяло что-то другое, более глубокое… Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода». Расставшись в 1963 году с Олегом Басилашвили после 8 лет брака, Доронина несколько лет прожила с театральным критиком Анатолием Юфитом (с 1963 по 1966 год). Третьим мужем актрисы был драматург Эдвард Радзинский (с 1966 по 1971), который, кроме прочего, написал специально для Дорониной несколько пьес и сценарий знаменитой картины «Ещё раз про любовь».
Потом был брак с актёром Борисом Химичевым (с 1973 по 1982). Они познакомились на съемках фильма «Еще раз про любовь». Сначала Борис и Татьяна недолюбливали друг друга. «Доронина уже стала кинозвездой — после фильмов «Старшая сестра» и «Три тополя на Плющихе». А я играл в театре всего несколько ролей, снимался эпизодически — и вдруг получаю предложение попробоваться в картину «Еще раз про любовь». На главную роль, которую в итоге сыграл Лазарев. Приезжаю на «Мосфильм», проводят меня в гримерную — пред ясные очи Татьяны Васильевны… И таким взглядом она меня смерила с ног до головы — снисходительно-небрежно, менторски, оценивающе… Вышел я из гримерной с горящими щеками и говорю помрежу: «Передайте мадам, что я не только играть с ней, но и пробоваться на эту роль не стану…» Хотя уже тогда она мне очень нравилась, да и сниматься в кино сильно хотелось», — вспоминал позже Борис Химичев. Так и завязалась у них любовь.
В последний раз Доронина вышла замуж в 1982 году за чиновника Роберта Тохненко. Они прожили вместе 3 года.
Со всеми своими мужьями Татьяна Васильевна после развода сохранила прекрасные отношения.
Актриса никогда не скрывала, что главное в её жизни – театр. Она так и не решилась родить детей и всю себя отдала сцене. «Её характер – это несчастное продолжение её таланта. Как она жила? Каждый день, кроме воскресенья, уходила в театр. Утром – репетиции, вечером – спектакли. В перерывах она не уходила домой, а спала в гримуборной. Когда в театре были выходные, Таня ехала на студию на съемки», – вспоминал Эдвард Радзинский.
МХАТ
Особое место в жизни Дорониной занимает МХАТ. В школе-студии при театре она получила образование и после 6 лет работы у Товстоногова стала звездой знаменитой мхатовской сцены. В конце 80-х Доронина возглавила ту часть труппы, которая не пошла за Олегом Ефремовым, и с 1987 года является художественным руководителем театра – то есть, уже 30 лет. Доронинский МХАТ, как и прежде, ориентируется на классику и остаётся одной из главных театральных сцен.
У Татьяны Васильевны множество наград, премий и званий, в ее честь назван астероид. В конце 1990-х Доронина написала книгу «Дневники Актрисы» — о том, что значит для неё театр: «Не хочется писать о настоящем, пишу о театральной юности».
По материалам «Апрель» http://april-knows.ru, http://uznayvse.ru, http://ru.wikipedia.org