Со дня рождения легендарной актрисы исполняется 115 лет
В ее игре соединялись комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм.
Замуж за рубеж
Родилась Татьяна 6 июня 1904 года в Москве в семье актера Иоганна Пельтцера, обрусевшего немца, предки которого переселились из Германии в Россию еще во времена Ивана Грозного. Они были портными, шили шубы — пельтцы, так что ремесло и дало фамилию. Себя Иоганн Робертович называл Иваном Романовичем. Именно он стал для Татьяны первым и единственным учителем актерского мастерства. В девять лет девочка выступила в роли Авдия в спектакле «Камо грядеши». А за работу в следующей постановке, «Дворянское гнездо», впервые получила гонорар.
Когда же в 1914, в десятилетнем возрасте, в частной антрепризе в Екатеринославле в спектакле «Анна Каренина» Пельтцер играла Серёжу Каренина, некоторых дам выносили из зала без чувств. Так проникновенна была сцена прощания Анны с сыном, и настолько хорошо Таня вошла в свою роль. Потом, она, правда, рассказывала: «Я не помнила себя от счастья, но, когда закрыли занавес, мой отец, он был хорошим актером, сказал, что я бы играла много лучше, если бы поменьше радовалась». Отец вообще был строгим критиком, к мнению которого Пельтцер всегда прислушивалась.
Не имея актерского образования, Татьяна начала работать в театре в 1920 году. В то время она была очень хороша собой. Аккуратное каре, распахнутые серо-голубые глаза, чувственные губы и сумасбродный характер — дикий коктейль для молодой девушки. Ребята посмелее пытались произвести на девушку впечатление, но Таня часто дерзила и отшивала одного за другим. Пока в ее поле зрения не попал некий Ганс Тейблер, молодой немец, приехавший в Москву учиться. Познакомившись с 22-летней актрисой, Ганс понял, что пропал.
В 1927 году они поженились, а через три года Тейблер увез молодую жену в Германию. Татьяна работала машинисткой в торговом представительстве, Ганс старался всячески помочь ей освоиться в чужой стране. Но в какой-то момент Татьяне стало скучно. Муж отдавал большую часть времени работе, а Пельтцер просто не могла сидеть и послушно ждать мужа по вечерам, это наводило на нее тоску. Хотя у нее была возможность использовать свой актерский талант в Германии. Известный режиссер Эрвин Пискатор, узнав, что фрау Тейблер в прошлом актриса, предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе драматурга Глебова. Но Пельтцер тянуло обратно на родину. И она уговорила мужа расстаться. Согласно другой версии, Татьяна просто полюбила другого. Среди знакомых мужа она заприметила молодого инженера, который учился в Германии автомобилестроению. У них якобы закрутился роман. Однажды Ганс поймал жену на горячем, когда та писала инженеру страстное любовное письмо. Супруги повздорили и вскоре развелись, прожив вместе в общей сложности четыре года.
Собрав чемоданы, Татьяна вернулась домой уже под своей девичьей фамилией. Но актриса до конца своей жизни жалела об утраченном семейном счастье. Подруги Пельтцер считали, что она любила своего «бывшего» и просто не встретила мужчину, способного превзойти Ганса. Да и выдержать бесшабашный характер артистки мог далеко не каждый! Однажды она сказала: «Я очень рада, что мне уже не нужно думать о мужчинах с точки зрения их главного назначения. Но они до сих пор очень мне нравятся как партнеры и товарищи».
«Вас никто не любит, кроме народа!»
После возвращения на родину Пельтцер зачислили во вспомогательный состав театра МГСПС (нынешний театр имени Моссовета), мотивируя это отсутствием актерского образования, что было правдой. А в 1934 году уволили за профнепригодность. Актриса устроилась машинисткой на завод имени Лихачева, где уже работал главным конструктором ее брат Александр. Но в 1936 году он оставил свой пост «по причине выезда из Москвы». Так объяснялось в бумагах.
Татьяна тоже ушла с завода и уехала в Ярославль, в драмтеатр имени Волкова. Через два года Пельтцер вернулась в Москву и вновь проработала два года в театре МГСПС. А однажды узнала об открытии Театра миниатюр. Там у актрисы появились первые поклонники, ей начали писать письма, режиссёры стали приглашать на эпизоды в кино.
Всенародная известность пришла к Татьяне Ивановне с ее переходом в Московский театр сатиры. Роль Лукерьи Похлёбкиной в спектакле «Свадьба с приданым» была знаковой. В 1953 году постановку засняли на пленку и запустили на экраны. Фильм имел ошеломительный успех, а к Пельтцер наконец-то пришла популярность.
К тому моменту ей исполнилось 49 лет. За прямолинейность и непростой характер многие коллеги не жаловали Пельтцер. Актер Борис Новиков, которого песочили на собрании труппы за пристрастие к спиртному, после нелестного выступления актрисы, обидевшись, сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит, кроме народа!»
В 1977 актриса перешла в «Ленком». Это в 73 года! И там Татьяна Ивановна сыграла много ролей и часто повторяла: «Я – счастливая старуха». Хотя была она в жизни одинокой. Какое-то время ее семьей был отец, которого выгнала из дома молодая жена, и он жил у дочери. Когда отец умер, Татьяна Ивановна махнула на себя рукой. Пачками курила сигареты, пила крепкий кофе, и организм дал сбой. Временами она не помнила, что делала вчера, стоя на сцене, забывала слова пьесы. В последнем ее спектакле «Поминальная молитва» все понимали, что прощаются с легендой. В 88 лет Татьяны Ивановны не стало, она ушла из жизни 16 июля 1992 года.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Суперстиль» ( http://superstyle.ru), http://Novaya.com.ua, «Сегодня» ( http://segodnya.ua)