Со дня рождения художника исполняется 190 лет
Алексей Саврасов – хрестоматийная фигура в живописи, человек тяжелой судьбы. Его обожали ученики, зрители почитали за сказанное им новое слово в искусстве, но распад семьи, алкоголизм и последовавшие за этим материальные трудности привели художника к трагическому финалу.
«Надежда искусства»
Алексей Саврасов родился 24 мая 1830 года в Москве в небогатой семье торговца галантерейными товарами. Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья. С 12 лет он начал самостоятельно заниматься живописью, рисовал пейзажи акварельными красками на популярные в то время романтические сюжеты, которые видел в журналах. Отец не разделял увлечения сына. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие, иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Он считал художников ремесленниками и малярами, а искусство — делом неприбыльным и несерьезным. Однако талант Алексея оценили рыночные торговцы, которые скупали его пейзажи и продавали с наценкой.
В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Но у семьи настали тяжелые времена: после тяжелой болезни умерла мать художника, и ему пришлось на несколько лет оставить учебу, чтобы помогать родным. Саврасов вернулся в училище в 1848 году, и ему повезло попасть в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу. Тот вел практические занятия и лекции по теории живописи, рассказывал ученикам о Леонардо да Винчи, Рафаэле и Гёте. Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по югу России он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой искусства». Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет.
В 1854 году выставку, на которой представляли свои работы студенты училища, посетила великая княгиня Мария Николаевна. Она приобрела полотно Саврасова «Степь с чумаками вечером» для своей личной коллекции. Это было неожиданно и для учащихся, и для преподавателей, ведь в собрании княгини хранились работы лучших художников. Мария Николаевна пригласила Саврасова в свой загородный особняк под Петербургом: там он писал пейзажи с натуры. За полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов в возрасте 24 лет получил звание академика. На него посыпались заказы на копии картин европейских пейзажистов и мариниста Ивана Айвазовского, которых любила знать. За такую работу хорошо платили, у Саврасова был шанс стать востребованным придворным художником, но он решил уехать обратно в Москву.
Семейная драма
В 1857 году художник сочетался законным браком с Софьей Герц, приходившейся сестрой его другу и университетскому товарищу. Она на четыре года старше Саврасова, учительствует в пансионе при лютеранской церкви. Сам Алексей Кондратьевич застенчив, малообщителен, многим представлялся даже суровым. Ему предложили вести класс ландшафтной и перспективной живописи после смерти Карла Рабуса. Саврасов получает во дворе училища бесплатную казенную квартиру, не нужно платить даже за отопление.
Рождаются две дочери (первая умирает младенцем). В 1862 году Саврасова и скульптора Сергея Иванова посылают за границу. Средства были собраны продажей билетов на выставку училища и лотереей. Оставив годовалую малютку Веру на попечение родственников, Саврасов с женой и её сестрой Эрнестиной отправляются в путь. Прежде всего — в Лондон, на всемирную выставку. Саврасов целыми днями пропадает в художественном отделе, совершенно игнорируя последние достижения техники и комфорта. Потом — Франция, Швейцария, Германия. Музеи, выставки, знакомства с художниками. Знаменитый немец Вильгельм Каульбах, увидев швейцарские этюды Саврасова, восхищен: «Это же чудесно, это нечто величественное, с такими сокровищами можно вернуться на родину».
У Софьи были все основания гордиться мужем и ожидать в дальнейшем прочного положения в обществе, своего дома, гувернантки, заграничных вояжей. И вдруг благополучие начинает рушиться. Рождаются дети — ещё две девочки и долгожданный мальчик. Выживает только дочка Евгения. В августе 1870 года Саврасова лишают казенной квартиры — «мало учеников». Семья оказывается практически на улице. Обиженный Саврасов уезжает с родными на Волгу, в Ярославль, и живет там всю зиму. Беременная Софья Карловна простужается и рожает недоношенного, последнего (ей уже 44 года) ребёнка. Девочка очень слаба и не выживает, похоронили её на высоком берегу Волги. Саврасов сделал рисунок — обрыв, даль реки, маленький крест. Через три года он создаст картину, пожалуй, единственную, напрямую связанную с личными переживаниями. А ученик Саврасова Исаак Левитан повторит этот мотив в знаменитой картине «Над вечным покоем».
Там же, на Волге, Саврасов создает полотно, обессмертившее его имя — «Грачи прилетели». Показанная на Первой выставке передвижников, она сразу стала знаменитой и была куплена Третьяковым ещё в мастерской за 600 рублей. Но драма в семье продолжалась. В 1876 Алексей и Софья разошлись, жена уехала к сестре, забрав детей, а в жизни художника начался период скитаний. Он пристрастился к алкоголю, вел нищенское существование, чураясь помощи, которую предлагали друзья из прошлого, например, Третьяков. Два года сожительствовал с Верой Киндяковой. С 1983 жил с Екатериной Моргуновой, которая родила ему дочь Надежду и сына Алексея, ставшего впоследствии видным художником.
В творчестве Саврасов возвращался к прежним мотивам, к романтическим эффектам. Его ученик, художник Константин Коровин, в книге «Моя жизнь» так вспоминал об этом периоде: «В училище говорили, что Саврасов болен. Когда мы собрались в мастерской, приехав из разных мест, то стали показывать друг другу свои летние работы, этюды. Неожиданно, к радости нашей, в мастерскую вошел Саврасов, но мы все были удивлены: он очень изменился, в лице было что-то тревожное и горькое. Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он был крайне бедно: на ногах его были видны серые шерстяные чулки и опорки вроде каких-то грязных туфель. «Ну что, — сказал он, как-то странно улыбаясь, — давно я не был у вас. Да, да, давно. Болен я и вообще».
Его уволили из училища. Он продолжал писать, а его работы этого периода за бесценок скупали перекупщики. Забытый всеми, в 1897 году Саврасов умер в больнице для бедных. На погребении присутствовали двое: меценат Третьяков и ученик Левитан.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Culture.ru, 7×7-journal.ru, 24smi.org