Как снимали фильм ужасов «Вий»
Идея экранизации мистической повести Николая Гоголя принадлежит режиссеру и директору киностудии «Мосфильм» Ивану Пырьеву. Снимать он поручил двум студентам Высших режиссерских курсов — Константину Ершову и Георгию Кропачеву.
Однако в самом начале работы отснятый ими материал разочаровал руководство киностудии, и на помощь срочно вызвали знаменитого киносказочника, режиссера Александра Птушко. Он энергично принялся за работу, придумав декорации, переделав облик главного героя и собрав команду мастеров пластического грима. Работа над ужастиком была очень масштабная, кропотливая и во многом новаторская.
Сначала в роли панночки снималась Александра Завьялова. Когда отсняли уже примерно половину фильма — директор киностудии решил заменить актрису. Пробы проходили Елена Санько, Ада Роговцева, Жанна Болотова и Светлана Коркошко, но утвердили Наталью Варлей. Ее пригласили на съемки после громкой премьеры «Кавказской пленницы», тем более что актриса была спортивной и не суеверной — летать, стоя в гробу, она не боялась. В перерывах ей ставили подсветку, и она в этом же гробу читала конспекты и учебники – в 1967 году, когда снимался «Вий», Варлей училась в Высшем театральном училище имени Щукина.
Для съемок изготовили три гроба. В одном панночка просто лежала, второй — совсем небольшой и закрытый для общих планов, а вот для летающего пришлось сделать целую систему. Гроб подвесили на подвижных металлических струнах, в основание был вмонтирован штырь, к которому Наталью Варлей пристегивали монтажным поясом. Под балахоном у актрисы была скрыта дополнительная опора, а крутили гроб на стреле крана. Перед тем как отправить Варлей в полет, систему перепробовала почти вся съемочная группа. Но во время работы страховка подвела, и актриса на полном ходу вылетела из гроба. Если бы не поймавший девушку Леонид Куравлев, то могла бы случиться беда.
Вия играл силовой акробат Николай Степанов. Нужен был физически сильный и рослый актер, чтобы таскать на себе костюм чудовища. Сам костюм делали из пропитанных смолой слоев мешковины, руки были слеплены из гипса, веки откидывались на шарнирах, а глаза монтировали из стекла со светоотражающей поверхностью. Костюм был невероятно тяжелый, что способствовало медленной и неуклюжей походке Вия. Кстати, у первых режиссеров фильма Вий выглядел иначе — это был гигантский немощный старик, которого со всех сторон поддерживала свита.
Для свиты Вия были нарисованы сотни эскизов. Птушко отобрал самые фантастические. Для рослой нечисти были приглашены артисты цирка и спортсмены, а остальных демонов играли карлики. Упырям делали разный грим: одних красили в синюшный оттенок, других в серый, рисовали скелеты, приделывали дополнительные носы, клеили висящие уши, «убирали» лица. Сопровождать нечисть должны были гигантские насекомые — богомолы, жуки и пауки, но, перебрав несколько вариантов, режиссер с оператором остановился на более привычных черных котах и воронах.
Сцену с упырями, сползающими по вертикальной стене, снимали на макете. Из досок сколотили стену и поставили ее под углом к полу. Актеры медленно сползали по наклонной поверхности, а оператор нависал над ними сверху на кране. Получался эффект вертикальной стены, по которой, цепляясь когтями, лезет всякая нечисть.
На роль старой ведьмы не удалось найти женщину — все актрисы отказывались еще на стадии проб. Поэтому Ведьму сыграл мужчина — актер Николай Кутузов. Неожиданно для всех на съемках он запил и даже один раз сорвал рабочий процесс. Не выпивавший до этого Кутузов объяснял внезапную тягу к алкоголю страхом перед «дьявольской» ролью.
Фильм «Вий» был одним из лидеров проката 1968 года. Его закупило к показу несколько стран — США, Аргентина, Франция, Финляндия.
Источник: bigpikcha.ru