Семнадцать лет правления чилийского деспота начались кровью. Популярный социалистический певец стал одной из первых жертв пыток и массовых убийств, учиненных военной хунтой Пиночета.
Сорок лет. Именно столько времени понадобилось чилийскому правосудию, чтобы исполнить свой долг. 3 января 2013 года оно приговорило к тюремному заключению восьмерых военных, в том числе Педро Баррьентоса Нуньеса, бывшего лейтенанта чилийской армии, проживающего в США. 16 сентября 1973 года этот офицер руководил казнью Виктора Хары, музыканта и поэта, замученного и убитого за свои коммунистические взгляды при проамериканском капиталистическом режиме Аугусто Пиночета.
В 2009 году тело певца было эксгумировано. Обнаружены следы от сорока четырех пуль, унесших его жизнь. Но также была развеяна легенда, что перед смертью певцу отрубили руки. Затем эксгумированные останки Виктора Хары были перевезены на кладбище для захоронения, церемония собрала более 5.000 человек, включая его вдову и дочерей, после чего в Чили последовали три дня общегосударственного траура. Потому что Виктор Хара, помимо того, что был одной из многих жертв диктатуры Пиночета и военной хунты, прежде всего, стал ярким международным символом борьбы за справедливость и лучшую жизнь простого народа Чили.
Культурный посол
Родившийся в сельской местности в провинции Ньюбле, к югу от Сантьяго, Виктор Лидио Хара Мартинес вполне мог бы стать крестьянином, как и его родители. Но, уехав учиться на бухгалтера в столичный вуз, он открыл для себя театр сначала как актер, потом как режиссер. В свои постановки он добавляет музыку, украшая свои пьесы популярными народными песнями и напевами.
Он все больше обращается к музыке и сам же пишет стихи. А в университете Виктор Хара также охвачен совершенно другой страстью, которая в конечном итоге завладевает его существованием – марксизмом. Пока что все двери для него открыты. Он становится директором Фольклорной академии Дома культуры в Нуньоа (коммуна в Сантьяго) и возглавляет театральный институт в университете.
Но именно музыка позволяет ему лучше всего передавать свои идеи. С середины 1960-х он публично выступает с яркими высказываниями против американского империализма, позиционирует себя как революционный певец, глубоко опечаленный смертью Че Гевары в 1967 году.
В то время во главе Чили стоит христианский демократ Эдуардо Фрей Монтальва. Виктор Хара поддерживает другого политика, который войдет в историю страны, когда придет к власти 4 сентября 1970 года, – социалиста Сальвадора Альенде. Когда Альенде становится президентом Чили, Виктор Хара назначается культурным послом и путешествует по миру, посещая, в частности, Кубу, Финляндию, Швецию и СССР. Он выступает против войны во Вьетнаме, произносит политические речи на гигантских сценах и стадионах… Его музыка признана в мире благодаря его первым четырем альбомам: «Виктор Хара» (1967), «Фольклорные песни Америки» (1967), «Твои открытые руки» (1969) и «Свободная песня» (1970).
Военный переворот и репрессии
В первые годы правления Сальвадора Альенде Виктор Хара уже является чилийским музыкальным символом. Он становится одной из ключевых фигур в культурной перестройке страны.
11 сентября 1973 года четыре чилийских генерала при поддержке США и ЦРУ совершают государственный переворот в стране, в результате которого будет свергнут недолго просуществовавший социалистический режим. Один из этих генералов, Аугусто Пиночет, главнокомандующий сухопутными войсками, уже семнадцать лет при поддержке Вашингтона готовится взять власть силой.
Патриота своей страны Сальвадора Альенде, решившего не бежать и остаться во дворце «Ла Монеда», резиденции президента Чили, убивают во время обстрела здания. Тысячи чилийцев арестовываются по подозрению в организации вооруженной борьбы, в том числе и Виктор Хара, которого 12 сентября доставляют на стадион «Чили» вместе с 6.000 других заключенных. Затем следуют четыре дня пыток и издевательств, устроенных военной хунтой.
Последнее стихотворение
Подробности пребывания Викторы Хары в застенках до сих пор не все известны. Существуют различные предположения, споры между историками. Но кое-что остается несомненным: у Виктора Хары, в частности, было время, чтобы написать свой окончательный текст под названием «Estadio Chile» («Стадион Чили»), прежде чем мучители военной хунты сломали ему руки и пальцы, а затем он был убит выстрелом в голову за стадионом, на пустыре. Солдаты опустошают свои магазины, стреляя в его тело, и выставляют труп Виктора Хары у входа на стадион в качестве предупреждения. Через несколько дней убитого чилийского певца перевозят вместе с другими телами в другое место, где его опознают жители, которые, предупредив жену Виктора Хара, Джоан, отвозят его на муниципальное кладбище и, наконец, достойно хоронят.
В течение последующих сорока лет Виктор Хара становится символом чилийской социалистической борьбы с проамериканским капиталистическим режимом Пиночета. В его честь в самых разных странах слагаются стихи и пишутся песни.
В 2008 году полковник Марио Манрикес Браво, начальник службы безопасности стадиона «Чили» во время военного переворота, становится первым военным, осужденным за участие в казнях. В 2009 году было установлено, что новобранцы-рекруты, в том числе некий Хосе Адольфо Паредес Маркес, на самом деле играли в рулетку с головой Виктора Хары, пока не прозвучал роковой выстрел. Многие активные участники пиночетовского путча были осуждены. Суды над путчистами длились вплоть до 2015 года.
До сих пор чилийское правосудие ожидает экстрадиции нескольких отставных военных, находящихся за границей и предположительно ответственных за массовые убийства 1973 года в Чили. А тем временем стадион «Чили» был переименован в стадион «Виктор-Хара» в честь стойкого певца. А на могиле Виктора Хары на Общем кладбище Сантьяго выгравирована надпись: «До победы!»
Источник: Slate, перевод zakonia