Многие роли этого артиста остались в памяти зрителей
В фильме «Большая перемена». С сайта stuki-druki.com
Он подчеркнуто избегал публичных откровений, причем на любые темы. Не любил говорить о себе, предпочитая, чтобы зрители обсуждали его работы.
Мечтал стать клоуном
Виктор Проскурин появился на свет 8 февраля 1952 года, его мама и папа – москвичи, но родился он в г. Атбасар Акмолинской области, когда-то казачьей станице. Там родители, которые оба работали на железной дороге, были в командировке, но зарегистрировали сына в Актюбинске. «Вернувшись в Москву, я стал заниматься в театральных кружках», — вспоминал Проскурин.
Одно время в детстве Виктору хотелось быть клоуном. После пятого класса родители даже отвели сына в цирковое училище, но оказалось, что они опоздали ровно на год. А когда Виктору было 14 лет, его заприметила в театральном кружке ассистентка режиссера Победоносцева и пригласила для участия в кинофильме «Орлята Чапая». «Когда Госкино официально отпрашивало меня у школы на съемки – это было солидно. А когда вернулся, мне в школе стало скучно», — рассказывал артист. Так что десятый класс он доучивался в вечерней школе, а днем работал станочником на фабрике.
Позднее он попытался поступить в театральные вузы, но везде проваливался. «Зацепился» за Щукинское училище, правда, был принят по дополнительному набору, так как, по рассказам актера, написанное им на вступительных экзаменах сочинение вошло в историю училища как рекордное по числу грамматических и стилистических ошибок. Художественным руководителем, или «мамой» курса, у него была Татьяна Коптева: «Удивительный человек. Она знала наши творческие устремления, нашу бытовую жизнь, наши сердечные дела, — вспоминал артист. — К ней приходили с победами и с поражениями, проблемами, которые она решала».
Шутят, что на первом курсе студенты актерского факультета, как правило, все до единого – народные артисты. На втором – заслуженные. На третьем курсе – просто артисты, а на четвертом и сами уже не знают, кто они. «Я считаю, что радость юности и молодости в запале, в желании двигаться, учиться ходить. Этим и отличалась наша театральная школа в тот период: в конце шестидесятых – начале семидесятых, — говорил Проскурин. – Мы были студентами, чьи души всегда открыты для нового опыта».
фото: facebook.com/hondairina
«Всё решилось на кухне у Кореневой»
Начинал Виктор как театральный актер. После окончания вуза служил в Театре на Таганке, но не сработался с коллективом и вскоре ушел. Был принят в «Ленком», где сразу сыграл Палача в «Тиле». Заметная роль в театральной биографии — Сергей Луконин в спектакле «Парень из нашего города» по пьесе Константина Симонова в 1977 году. В «Ленкоме» Проскурин задержался на 15 лет, но ушел со скандалом. Несколько лет трудился в Театре имени Ермоловой.
Телезрителям Проскурин стал известен после исполнения ролей Тадеуша Шолто в телефильме «Сокровища Агры», купца Вожеватова в «Жестоком романсе» и Блинова в картине «Выйти замуж за капитана». Счастливым билетом стала для актера роль Геннадия Ляпишева в «Большой перемене». Туда он попал благодаря случаю: «Я тогда, еще будучи студентом, снимался в одной телевизионной картине Виноградова – «Назначение». Фильм о школьниках – мальчике и девочке, которая забеременела. В главной роли снимался актер Толя Азов. А моей партнершей в фильме была школьница Лена Коренева. Как-то после съемок она пригласила меня в гости. Ее папа, известный режиссер Алексей Коренев, как раз приступал тогда к съемкам «Большой перемены». Мы сидели на кухне, ели его любимые бутерброды с килечкой. И вдруг он меня спросил: «Сниматься хочешь?» — «Ну да!» – обрадовался я. «Вот почитай!» – сунул он мне в руки сценарий. Я прочел. Говорю, что хочу сыграть Ганжу. «Не-е, молодой еще, – сказал Коренев. – Давай лучше Генку Ляпишева». Так на кухне всё и решилось. Не пригласи меня Лена в гости, не было бы этой роли».
Проскурина утвердили без проб. «Собралась отличная команда — Ролан Быков, Евгений Леонов, Миша Кононов, Саша Збруев. Они уже тогда были достаточно известными актерами, — рассказывал Виктор Алексеевич. — Крамарова народ обожал. Пожалуй, я да Света Крючкова только начинали свою кинокарьеру. Мы ведь одного года выпуска. Она как раз оканчивала Школу-студию МХАТ, а я тоже доучивался. Снимали почти год в Москве и Ярославле. Атмосфера была замечательная – «породистый курятник». Один Ролан Антонович чего стоил! Он был человеком очень доброжелательным, общительным – товарищеским. Никогда не давал наставлений. Учил на своем примере. Ведь важно не как учили, а кто был учителем. Далеко не каждый подпустит к себе. А он разрешал быть рядом и смотреть. Это очень важно».
Проскурин всегда был избалован женским вниманием. Во время учебы Виктор закрутил роман с Ларисой Семушкиной, однако женился на другой – Ольге Гаврилюк. Брак был очень коротким, но у Проскурина осталась дочь Александра, она тоже стала актрисой. От жены Виктор ушел к актрисе Татьяне Дербеневой, потом жил со режиссером Светланой Колгановой. Затем его супругой стала Ирина Хонда, но рассказывать о ней актер не любил: «На вопрос о жене я обычно отвечаю анекдотом: на сцене артист Петров и его жены!»
В середине 90-х Виктор Алексеевич угодил на своем автомобиле в страшную катастрофу: машину занесло на скользкой трассе, и она столкнулась с другим авто. Артист сильно ударился головой о руль. Медики сделали сложнейшую операцию, после которой его долго выхаживала жена. До конца он так и не оправился, поэтому в последние годы в кино играл эпизодические роли, предпочитая поэтические упражнения и занятия энтомологией. Одно время страдал Проскурин и анорексией, похудев до 42 кг, а потом сильно увлекся спиртным. Кроме того, по словам Ирины Хонды, у мужа была обструктивная болезнь легких, вероятно, из-за курения. Заболевание неизлечимо. В последние дни жизни Виктор Алексеевич жаловался на боли в груди, случился очередной приступ, в больнице Проскурина подключили к аппарату ИВЛ, но 30 июня актера не стало.