Его называют гением классических экранизаций. Его фильмы и сериалы — «Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита» — уже давно превратились в бестселлеры, которые зрители готовы пересматривать несколько раз.
– Вы всегда мастерски угадываете актёров на роли. Хотя порой ваш выбор поначалу выглядит неожиданно. Я помню, в своё время вы мне рассказывали, что хотите снимать в роли Мастера Владимира Машкова. И хотя всё это казалось совершенно невероятным, вы всё равно были уверены в успехе. Вместо Караченцова взяли на роль Шарикова никому не известного актёра. Часто ли ваш выбор актёров вызывал недоумение у окружающих?
– Да, это было часто. Например, группа была совершенно против приглашения на роль писателя Бездомного в «Мастере и Маргарите» Владислава Галкина. Я был совершенно уверен, что это его роль, и сейчас придерживаюсь этого же мнения. А моя группа была очень недовольна: «Что вы, это дальнобойщик!»
– Я знаю, что вы изначально планировали на роль Маргариты актрису мастерской Фоменко Галину Тюнину.
– Да. Но она была очень занята в театре, а он для неё – и мать, и отец. На роль Стёпы Лиходеева я хотел Сергея Домогарова, но он отказался. Не захотел играть пьяницу. Янковскому предлагал Воланда, но он сказал, что нельзя играть господа бога и чёрта. Это дело божье. Как я ни убеждал его, что это не чёрт, а совершенно другое, он не согласился. Не захотел. Ну – не захотел и не захотел. Басилашвили сделал, я считаю, мягко говоря, не хуже.
От выбора Машкова на роль Мастера все в обморок падали. Но я работал с ним в фильме «Идиот» – это один из моих лучших фильмов. И там, конечно, все актёры в десятку, в том числе Миронов и Машков. Я очень ими доволен! И я решил, что Машков вполне подходит для Мастера. Я увидел его совсем другим. Это не мачо, не жестокий человеком с ножом. Он очень тонкая личность, неврастеничная. То, что нужно.
– Точное попадание в актёра – это гениальная интуиция режиссёра или мастерство?
– Это не есть угадывание. Это подбирание сущности человека к тому образу, который складывается в голове. То есть, совершенно не гадание на кофейной гуще. Например, на роль профессора Преображенского в «Собачьем сердце» пробовались четыре совершенно замечательных актёра – Броневой, Ульянов, Стржельчик и Яковлев. И они вполне могли бы играть. Но здесь надо было выбирать то, о чём я говорил, – совпадение образа, который сложился в твоей собственной голове, и человека, которого надо играть. Здесь было полное совпадение с Евгением Александровичем Евстигнеевым.
– «Собачье сердце» поражает точным попаданием в Булгакова. Но говорят, что фильм сложно принимали.
– Претензии были по поводу Володи Толоконникова. Мне говорили: у тебя в картине такие известные актёры снимаются, а ты берёшь актера, который никогда не снимался. Давайте возьмём другого. Пробовался и мой друг Коля Караченцов. Пробовался он очень хорошо, но он играл собаку, а нужно было жить. Я сказал, если брать другого актёра, а не Владимира Толоконникова, то снимайте без меня. «Ну, тогда под вашу ответственность», – сказали мне. Я ответил: «Хорошо».
– Как вы попали в криминальный кинематограф?
– В «Улицы разбитых фонарей» я попал от голода. Голодная была очень жизнь в 90-е. Весь фильм обошёлся в 10 тысяч долларов – на камеру, на меня, на артистов. Актёры снимались в своей одежде. А что касается «Бандитского Петербурга», то здесь другая история. Я искал сюжет о современных богатых людях, пытаясь понять, что ими двигало с самого начала и что это за люди. Я пришёл к автору «Бандитского Петербурга» Константинову, и он сказал – ну почитайте, что у меня есть. Я видел обложку его книги на развалах, которые стояли на улицах. Подумал – ну что там может быть хорошего? Начал читать и закрыл её утром. Это очень увлекательно. И я сразу понял, что надо снимать фильм.
– С актёрами сразу определились?
– Там были пробы, конечно, но эта троица – Певцов, Серебряков и Дроздова – определилась сразу, и стало ясно, что никого другого искать не надо.
– У сериала потом было ещё несколько сезонов, но их снимали уже другие режиссёры. Вы сами отказались снимать продолжение?
– Двумя выстрелами в голову закончилась жизнь этих ребят. Дальше продолжали уже без меня. И я к продолжению не имею никакого отношения.
Нелла Прибутковская http://pravda-nn.ru