Татьяна Берс-Кузминская стала прототипом Наташи Ростовой
Очаровательная девушка, любящая жизнь, восторженно реагирующая на все ее проявления – это и Наташа Ростова, и Татьяна Берс, а в замужестве Кузминская.
«Ему одному я слепо верила»
У гоф-медика Андрея Евстафьевича Берса было четверо детей: сын Александр и три дочери – Елизавета, Софья и Татьяна, которая появилась на свет 10 ноября 1846 года. Софья Андреевна стала супругой Льву Николаевичу Толстому, родила тринадцать детей, заботилась не только о хозяйстве и деньгах, но и об издании произведений мужа. Правда, сначала все думали, что Лев ухаживает за старшей Лизой (и Лиза тоже), а потом он вдруг признался в любви Соне и женился на ней. На тот момент Льву Толстому было 34 года, а Софье 18. Но в своем знаменитом романе Толстой открыл читателям не жену. Его воображение поразила сестра Софьи Андреевны – Таня. Естественность манер, ошибки во французском, страстное желание любви и счастья, искренняя, порывистая – все эти качества Наташи Ростовой были присущи Татьяне Берс.
Она постоянно участвовала в домашних литературно-музыкальных вечерах — у нее был необычный, сильный и красивый голос. На одном из таких вечеров Лев Толстой загадал, что если Татьяна возьмет чисто одну очень высокую ноту, то он решится сделать предложение ее сестре. Так и вышло. Толстой всегда будет обожать Таню, править рукописи ее рассказов. И она напишет: «Какая счастливая звезда загорелась надо мной, или какая слепая судьба закинула меня с юных лет и до старости прожить с таким человеком, как Лев Николаевич?.. Ему одному я слепо верила, его одного я слушалась с молодых лет. Я была свидетельницей всех ступеней переживаний этого великого человека, как и он был руководителем и судьёй всех моих молодых безумств, а позднее — другом и советчиком».
Татьяна пела и влюблялась; сначала по-соседски, а потом и по-родственному сопровождала Льва Толстого в его конных прогулках и на охоте, позже помогала переписывать главы романа «Война и мир», в то время как её судьба ложилась на страницы. «Я тебя всю записываю!» – говорил Толстой девушке.
Как-то Таня на полном серьезе устроила с друзьями представление — обженила свою куклу Мими. В тот же день, держа куклу в руках, она поцеловалась с 17-летним другом своим и кузеном — Сашей Кузминским, и оба они испугались своих чувств. Студент-правовед, человек чести, альтруист, в некотором роде даже простофиля, он позволял Татьяне шутить, смеяться над собой, терпеливо участвовал в детских играх, в которые она его вовлекала. Однако Толстой недолюбливал Александра, считал, что он не стоит Татьяны. Поэтому он и изобразил его в «Войне и мире» в образе Бориса Друбецкого, расчетливого карьериста.
Кузминский и Татьяна решили, что поженятся, как только Александр окончит училище, то есть, через четыре года. Парень уехал в Петербург, юной Тане было разрешено с ним переписываться. Когда сестра Соня вышла замуж за Льва Толстого, видя, что Танечка заскучала, девушку привезли в Петербург. Перед отъездом мать дала ей множество наставлений, которые должны были уберечь от соблазнов столицы: говорить по-французски, не бегать по дому, не кричать и «вести себя, как следует» с Кузминским. Заботливая матушка предусмотрела всё, кроме того, что предусмотреть никто не в силах: вспышку новой страсти. Ее предметом стал Анатоль – но не Курагин, как в романе, а Шостак, – сын тетки, начальницы Николаевского института благородных девиц Екатерины Николаевны Шостак.
Красавец, светский лев, умный и обаятельный кавалер. Он смотрел на нее совершенно не так, как другие мужчины, говорил комплименты, брал за руку и садился близко. Под этим взглядом она чувствовала себя одновременно взрослой и очень глупой, бессловесной, испуганной. Словом, это было очень волнующее смятение чувств.
Кузминский насторожился, но не счёл для себя возможным вмешаться и тихо страдал. А вот Лев Николаевич вмешаться не побоялся. Когда однажды Таня приехала в Ясную Поляну, а Анатоль примчался за ней, а на охоте увлек куда-то в чащу подправить подпругу и признался в любви, и вернулись они смущенные к общей компании, то Толстой положил конец этому роману, устроив Татьяне скандал и долго повторяя: «Не попускай себя!» Шостак был фактически выставлен вон. Он и Татьяна встретились лишь через семнадцать лет. «Я была замужем и имела детей. А он был женат на сестре мужа — Шидловской. Анатоль служил тогда губернатором в Чернигове. Любовь эта не пустила корней. Это безотчетное, молодое увлечение, как волна в прибое, захлестнула и тут же освободила меня».
Разорванная помолвка
Лев Николаевич был, конечно, принципиальным и чутким человеком. Но в отношения Танечки Берс и Анатоля он вмешался ещё и потому, что в девушку был влюблен его брат Сергей, которого Толстой боготворил, считал идеалом человека. Татьяна уже ожидала от него серьезного предложения. Все верили в будущую идиллию: два брата будут женаты на двух прелестных сестрах!
Но на пути влюбленных вдруг встала проблема. У Сергея уже существовала «семья» с певицей из цыганского табора — Машей Шишкиной. Современники утверждали, что та не была красавицей, но ее прелесть проявлялась в те минуты, когда она пела и танцевала, у нее была необыкновенная грация. Сергей буквально потерял голову и выкупил Машу из табора за огромные деньги. Она переехала в Пирогово, родила десятерых детей, а на момент встречи Сергея с младшей Берс снова была беременна.
Лев Николаевич рассказал Татьяне о незаконной семье старшего брата. Таня, придя в ужас от ситуации, сама разорвала помолвку и даже приняла яд. Когда он уже начал действовать, неожиданно приехал Александр Кузминский с вестью, что «Соня, Лев Николаевич и Сергей Николаевич приедут дней через пять в Москву». Тогда она призналась, что отравилась. «Мама, я отравилась, — тихо, но внятно проговорила я. — Надо меня спасти: я хочу его видеть». Мама не дослушала слов моих, ее ноги подкосились, она побледнела и, чтобы не упасть, тихо опустилась на ступени лестницы». Тут же поднялся страшный переполох, Тане дали противоядие, с сильнейшими мучениями из неё выходила смерть. А из депрессии восторженная солнечная девушка выходила пару лет.
Через год Таня собралась с силами и снова приехала погостить в Ясную Поляну. Она была уверена, что Сергей Николаевич не посмеет появиться там в ее присутствии, но ошиблась. Последовали бурные объяснения, а все закончилось, когда Лев Толстой вызвал к себе Таню и, собравшись с духом, показал ей письмо брата: «С Машей покончить мне совершенно невозможно». Чувства Наташи Ростовой в Андрею Болконскому – это история любви Татьяны Берс к Сергею Толстому.
Татьяна решила связать свою жизнь с другим человеком – Александром Кузминским, на которого ей будто бы указала судьба. Как и у героини романа, Танина сердечная рана «заживала изнутри», она снова научилась улыбаться и петь. На одном из семейных вечеров у Толстых её пение восхитило Фета, и он посвятил ей стихи. А Кузминский больше не оставлял свою первую любовь, ухаживал за ней в горе и в радости, а в 1867 году состоялась их свадьба. Но напоследок судьба учинила над Сергеем Толстым, решившим всё жениться на своей цыганке, и Татьяной Берс скверную шутку: когда обе пары – Татьяна и Александр, Сергей и Марья – ехали к священнику назначать срок венчания, их кареты встретились на проселочной дороге. Седоки раскланялись и разъехались, не сказав ни слова.
Была ли Татьяна счастлива с Александром? Судя по мемуарам, этого не скажешь: «Несмотря на то, что часть нашей юности мы провели вместе и, казалось бы, знали хорошо друг друга, нам все же пришлось во время медового месяца «тянуть в гору тяжесть». Но это не значит, чтобы привязанность наша друг к другу уменьшалась. Я не хочу этого сказать, но была разность характеров, воспитания, взглядов на жизнь, на людей. В ранней молодости, в особенности мне, разница взглядов не мешала. Мы скользили по ним. Как два оперившиеся птенца, мы радовались любви. Мы беззаботно и бессмысленно предавались ей, в особенности я. Муж всегда был серьезнее меня. А я, испытав уже более серьезное чувство и не найдя в нем счастья, вернулась как бы под защиту, к своей первой, ничем не омраченной, чистой любви, думая пристать к берегу спасенья». А еще Александр Кузминский, судебный деятель, сенатор, был раздражен тем, что его жена является прототипом Наташи Ростовой и весь свет об этом поговаривает, все видят сходство.
Все свои переживания Кузминская отразила в дневниках. Но о своей семейной жизни она почти ничего не пишет, известно только, что у нее было 8 детей, двое из которых умерли в 5 лет.
Сергей Николаевич обвенчался с Машей, Татьяна Андреевна пережила Толстого на 21 год, а мужа – на 8 лет: она умерла в 1925 году, оставив свои воспоминания «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне»
отовила Лина Лисицына,
по материалам Pushkino.tv, Schekino.net