Художники работали сутками, автор Микки Мауса был в забвении, а мультстудия заработала на войне
Какую студию знают от Европы до Канады? Конечно, это «Дисней», одна из старейших мультипликационных студий, чья история началась еще в 1923 году благодаря братьям Уолту и Рою Диснеям. Зрители увидели Микки Мауса и Дональд Дака, миловидных принцесс и поющих забавных гномиков. Однако изнанка волшебного мира «Диснея» на самом деле довольно неприглядна.
Мультики из гаража
Уолт Дисней родился 5 декабря 1901 года в американском городе Чикаго. Детство его проходило в рабочей семье. В школе Уолт не показывал успехов, учителя его не любили, считая рассеянным и медлительным. Зато в рисовании у Диснея равных не было. Это увлечение было его настоящей любовью с самого детства, на своих рисунках он даже зарабатывал небольшие карманные деньги.
Второй страстью Уолта стало кино. Когда семья переехала в большой город Канзас-Сити, Уолтер и его друзья с удовольствием ходили в кино, подражали Чарли Чаплину и, конечно же, мечтали стать актерами. Осуществлением этой мечты Дисней занялся в 1923 году, когда уехал в Голливуд, имея на руках совсем немного денег и несколько своих рисунков. Но голливудские киностудии отнеслись к Уолту Диснею прохладно. Отчаявшись получить работу, Дисней принимает другое решение. Вместе со своим братом Роем он берет в аренду гараж, в котором оборудует место для съемок.
Датой создания киностудии Walt Disney Company считается 16 октября 1923 года. В этот день братья подписали контракт с Маргарет Уинслер – продюсером из Нью-Йорка. Примерно в это же время на свет появился первый рисованный герой Диснея – кролик Уолтер. Студия выпустила 26 серий с участием этого героя, а потом Маргарет взяла инициативу в свои руки, оставив Диснея не у дел.
Вслед за этим и появился знаменитый Микки Маус. Первые два мультфильма были немыми и не получили известности. Третья серия вышла 18 ноября 1928 года, это был полноценный мультфильм со звуком, который назывался «Пароходик Вилли». Это событие принято считать началом эпохи Микки-Мауса. В дальнейшем студия Уолта Диснея стремительно развивалась. Микки Маус стал символом – его изображение красовалось на ручках, футболках и различных сувенирах. Вклад Уолта Диснея в мир киноискусства неоценим. Его опыт и сегодня служит эталоном для талантливых режиссеров и продюсеров.
Секундомер для художника
Однако за годы работы студии Уолт Дисней оставил массу не очень хороших впечатлений у своих сотрудников. Деньги он платил только за время, проведенное непосредственно за работой. Время, которое тратилось на туалет, чашку кофе и даже заточку карандашей, вычиталось. Говорят, что Дисней мог стоять над художниками с секундомером. Его авторитарная длань простиралась даже на личную жизнь сотрудников. Близкие отношения между ними не допускались. Мужчины должны были ходить в костюмах и галстуках, а женщины – в длинных неброских юбках и блузках с длинным рукавом.
В середине 1930-х Диснею пришла в голову свежая мысль снять полнометражный мультфильм. Многие восприняли ее скептически, думая, что зрителя не удержишь полуторачасовым мультиком. Создание «Белоснежки и семи гномов» продолжалось три года. Требовательность Диснея достигла апогея, художникам приходилось раз за разом переделывать один и тот же рисунок. Мастера работали сутки напролет, получая за это все те же 12 долларов в неделю и обещания премии, если фильм окажется успешным. «Белоснежка» имела огромный успех, однако премий сотрудники так и не увидели. Зато Дисней построил большую студию, в которой начал применять свои новые идеи в области организации труда.
Сотрудникам было запрещено вступать в профсоюзы, в том числе Гильдию мультипликаторов, что привело к забастовке в 1941 году. Забастовка длилась пять недель. За это время Уолт Дисней вышел к сотрудникам лишь однажды, чтобы сказать, чтобы те «лучше навели порядок у себя дома и перестали ворчать». В это время как раз шла работа над созданием «Дамбо», и дирекция, чтобы спасти проект, уговорила Диснея отправиться в отпуск, чтобы подписать договор с профсоюзом за его спиной.
Нельзя не упомянуть, что авторами многих легендарных персонажей «Диснея» были рядовые художники студии, чьи имена даже не упоминаются в титрах. Так, знаменитого Микки-Мауса создал главный аниматор студии Аб Айверкс.
После свадьбы спал на раскладушке
Об отношении Диснея к женщинам осталось множество слухов. Якобы на своей жене Лилиан Боундс его вынудил жениться брат, и первое время после свадьбы Уолт спал на раскладушке в своем кабинете. Якобы бил жену и не был рад известию о ее беременности. Якобы изменял ей всю жизнь направо и налево, однако достоверно все это неизвестно. Официальная информация говорит о том, что Дисней был примерным семьянином, что ребенка пара пыталась завести целых 8 лет (первые попытки закончились выкидышами), а после рождения родной дочери Диснеи удочерили приемную.
А вот что касается бизнеса, то Дисней старался не брать на работу женщин, так как они могли забеременеть и уволиться в любой момент, к тому же, считал он, у них нет чувства юмора. До Второй мировой войны женщин принимали на работу только в техотдел, который занимался перенесением рисунков на пленку. В результате мобилизации количество мужчин-сотрудников резко уменьшилось, и ряды сотрудников пополнились замужними женщинами с детьми.
Исследователи заметили, что в мультфильмах студии «Дисней» часто отсутствует образ матери. Матери нет у Ариэль, Белль, Жасмин, Алладина, Золушки, Белоснежки и Бэмби. Конечно, сюжет про падчерицу, которую травит мачеха, очень распространен и в народных, и в авторских сказках (родные матери Белоснежки и Золушки действительно умерли, как и мать Бэмби в романе Феликса Зальтена). Однако сегодня «Диснея» обвиняют в эксплуатации этой темы в угоду удобству сюжета и слезовыжимательному эффекту.
В тех мультфильмах, где матери все-таки присутствуют, они крайне незаметны и неважны, как в «Спящей красавице» или «Короле Льве». Кроме того, исследователи обнаружили, что женские персонажи в мультиках «Диснея» редко получают поддержку от других женских персонажей.
Заработал на войне
Диснея обвиняют в расизме и, в частности, антисемитизме. Якобы глава студии анимации не брал на работу евреев и избегал общения с ними. Якобы до вступления США во Вторую мировую войну Дисней открыто симпатизировал нацистам. Однако утверждать точно, что Дисней был расистом, все-таки сложно, хоть в «Трех поросятах» действительно была сцена, в которой переодетый в еврея волк стучится в домик. Как бы то ни было, в 1943 году «Дисней» выпустил короткометражный антинацистский мультфильм «Лицо фюрера» из серии про Дональда Дака, который удостоился «Оскара».
Есть мнение, что компания Уолта Диснея, испытывавшая финансовые сложности из-за дорогостоящих и не всегда окупавшихся в прокате проектов, вообще хорошо заработала на войне. Дело в том, что в то время правительству США потребовались пропагандистские и учебные фильмы, и в эту работу активно включилась студия «Дисней». В честь мультфильма «Победа через мощь в воздухе» ВВС США даже назвали новую авиационную бомбу с ракетным ускорителем — бомбой Диснея. Одним из главных пропагандистов стал Дональд Дак, лично уничтожавший врага и напоминавший согражданам о необходимости вовремя платить налоги, чтобы у государства были деньги на борьбу с фашизмом.
Однако в 1946 году студию настиг скандал на расовой почве. Не всем понравились «Песни Юга» – фильм с анимационными вставками, основанный на сборнике фольклора «Сказки дядюшки Римуса». Чернокожие американцы возмутились стереотипным изображением бывшего раба – дядюшки Римуса. В итоге Диснея обвинили в идеализации рабовладельческого строя и поддержании расовых стереотипов.
Поскольку стать другом чернокожих у Уолта Диснея не получилось, он перенес премьеру в Атланту, где на тот момент еще действовали сегрегационные законы. Исполнителю роли дядюшки Римуса, правда, не удалось даже снять там номер в отеле, не то что появиться на премьере фильма о распевающем на фоне идиллических плантаций песни о негре и его друзьях – белых детях и рисованном Братце Кролике. Критики обвинили картину в обилии клише, однако она хорошо окупилась в прокате и даже получила «Оскара» за лучшую песню.
Источники: «Мир 24» , «Летопись»