Не учил грамоты, но знал тысячи стихов, не был слепым, а его дедушкой, возможно, был Одиссей
О жизни легендарного поэта Древней Греции мы знаем немногое. Известные нам 9 жизнеописаний, составленные различными античными авторами, включая Плутарха, Геродота и Платона, противоречивы и во многом неправдоподобны.
Играл на лире, скитаясь по Элладе
Предками Гомера называют мифологических героев — певцов Мусея и Орфея. В роли отца выступает то Аполлон, то речной бог Мелет, то Телемах — сын Одиссея и Пенелопы. Матерью Гомера считают или музу философии, науки и эпической поэзии Каллиопу, или Метиду — богиню мудрости. Впрочем, есть версия, которая приписывает материнство прядильщице шерсти.
Неизвестным остаётся место рождения поэта. Большинство исследователей уверены, что Гомер родился на территории Малой Азии — в Ионии, но точное место остаётся загадкой. «Семь городов, пререкаясь, зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины», — сказано в эпиграмме неизвестного древнегреческого автора. Когда родился автор поэм «Илиада» и «Одиссея», тоже не установлено, однако многие исследователи склоняются ко мнению, что период жизни и творчества Гомера приходился на VIII век до нашей эры.
Считается, что Гомер был аэдом — странствующим певцом и хранителем старинных поверий. Скитаясь по Элладе, он играл на четырёхструнной лире и пел людям о знаменитых героях и величественных богах, зарабатывая этим на жизнь. Гомер не учил грамоты, но имел хорошую память: он знал наизусть десятки тысяч стихотворных строк и владел набором традиционных поэтических приёмов, не употреблявшихся в разговорной речи. Состязаясь в Халкиде с автором произведений «Труды и дни» и «Теогония» Гесиодом, поэт давал ответы в стихах на сложнейшие загадки оппонента. Кроме того, считалось, что и в повседневной жизни Гомер использовал поэтический язык.
Сон Македонского
Биографы античности замечали, что Гомер — не имя собственное, а прозвище, означающее, в зависимости от диалекта, «провожатый», «заложник» или «слепец». Традиционно мы представляем себе поэта слепым старцем, однако анализируя образы героев главных поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», трудно представить, что слепец может заметить такое количество цветов. Поэт изображает русые кудри Ахилла и светлые волосы царя Менелая, «чёрные бобы» и «зелёные зёрна гороха». Это подтверждает, что в описании преобладают визуальные образы, а для слепых певцов (например, поэта Демодока из «Одиссеи») характерно изображение звуков, ощущений, запахов и чувств. И всё же — почему Гомер представляется нам в образе слепца?
Оказывается, Гомера изображали зрячим до IV века до нашей эры. Но, по свидетельству историка Плутарха, однажды Александр Македонский, под подушкой которого всегда хранился кинжал и свиток «Илиады», увидел сон. В нём поэт указал Александру на территорию для закладки великого города. «На море шумно-широком находится остров, лежащий против Египта; его именуют там жители Фарос»: именно на этом месте Македонский основал Александрию, где возвёл храм в честь Гомера. Но философы Александрии полагали, что обожествлённый поэт не мог иметь образ смертного человека с его «слепотой зрячести». Чтобы подчеркнуть избранность Гомера и его «зрячесть слепоты», поэт был изображён слепым. Дескать, ему не нужны глаза, чтобы видеть. Кроме того, современники полагали, что на сотворение песен его вдохновила сама муза поэзии Каллиопа.
Неземная красота стиха
Величайшее новаторство Гомера, определившее его как основоположника европейской культуры, заключается в введении принципа синекдохи — художественного тропа, в котором происходит перенос значения слова по принципу: часть вместо целого или наоборот. Разрабатывая сюжет произведения, поэт сосредотачивает своё внимание вокруг одного эпизода. Так, в «Илиаде» Гомер показывает только 51 день Троянской войны, длившейся 10 лет, а в «Одиссее» описывает лишь 40 дней из 10-летнего возвращения героя на родину.
Концентрируясь на одном эпизоде, поэт достигает «оптимального» объёма, позволяющего подчеркнуть масштаб эпического действия с одной стороны и соответствовать размерам среднего европейского романа — с другой. Можно сказать, что ограниченность ряда больших романов во времени (писательский приём, когда действие произведения укладывается в несколько дней или даже часов) предвосхитил именно Гомер.
Другой важнейшей заслугой легендарного древнегреческого поэта является то, что его поэмы написаны гекзаметром (шестистопным дактилем). В Элладе гекзаметр считался языком богов, созданным в храме Аполлона в Дельфах. Данный размер всегда произносился нараспев и был рассчитан на то, что поэмы воспринимались на слух. Гекзаметр придавал ритмике торжественность, неторопливость и мелодичность, при этом допуская различные сочетания интонаций и ударений, заключавших в себе «божественную» красоту этого стиха:
Зевс призывает его и крылатые речи вещает:
«Мчися, обманчивый Сон, к кораблям быстролетным ахеян;
Вниди под сень и явись Агамемнону, сыну Атрея;
Всё ты ему возвести непременно, как я завещаю:
В бой вести самому повели кудреглавых данаев
Все ополчения; ныне, вещай, завоюет троянский
Град многолюдный: уже на Олимпе имущие домы
Боги не мнят разномысленно; всех наконец согласила
Гера своею мольбой; и над Троею носится гибель».
Но как бы ни отразилось творчество Гомера на последующем развитии литературы, личность самого поэта так и остаётся загадкой, ответ на которую мы, скорее всего, так и не сможем узнать.
Источник: «Дилетант-медиа»