В рассказе Конан Дойла «Скандал в Богемии» Шерлок Холмс восхищён главной героиней – Ирэн Адлер, считая её идеалом женщины. Оказывается, произведение написано по реальным событиям.
Эта женщина вошла в историю не столько своей довольно длительной связью с молодым и холостым принцем Вильгельмом Прусским, сколько интригой, в которую она вовлекла в 1879 году будущего кайзера Германии. Французская куртизанка Эмили Клопп по прозвищу Miss Love, которая была старше Вильгельма на 15 лет, шантажировала его письмами. Деликатные историки утверждают, что принц подарил любовнице свою фотографию с подписью и написал несколько компрометирующих его записок. А злые языки говорят, что Эмили была доминатрикс («госпожой» в сексуальных играх) и принц в своих письмах неосторожно вспоминал их забавы, отдающие садомазохизмом. Клопп воспользовалась ситуацией и пригрозила Вильгельму публикацией писем (что могло серьёзно испортить авторитет прусской короны), если ей не будет уплачена энная сумма денег.
Поначалу, когда мисс Лав первый раз потребовала денег, Вильгельм отрицал, что написал письма. Но при посредничестве сыновей Бисмарка Вильгельма и Герберта прусская корона всё же выплатила шантажистке 25 тысяч марок. Дама, как и положено шантажистам, не угомонилась и время от времени напоминала о себе, потрясая компроматом. Пришлось ещё несколько раз платить Эмили до самой её смерти в 1893 году, хотя и меньшие суммы. Только тогда куртизанка отдала весь компромат Вильгельму Бисмарку. Тот писал об этих письмах брату: «Ужасает, что подобные вещи были записаны на бумаге. Я бы тоже отрицал, что написал такое».
История действительно совпадает с сюжетом первого рассказа из серии о Шерлоке Холмсе Артура Конан Дойла – «Скандал в Богемии», опубликованном в 1891 году. Там даже имя венценосной жертвы шантажа – Вильгельм. Автор сделал его «великим князем Кассель-Фельштейнским и наследным королём Богемии», но оставил черты настоящего принца («самовлюблённый, суетливый, любитель театральных поз и напыщенных речей», – писали о нём историки). Правда, в рассказе Дойла Ирэн Адлер окружена романтическим ореолом оскорблённой возлюбленной. Бывшая актриса («Контральто, гм… «Ла Скала», так-так!.. Примадонна императорской оперы в Варшаве…»), выйдя замуж за любимого человека, известила преследователей: «Что касается фотографии, то ваш клиент может быть спокоен: я люблю и любима человеком благороднее его. (…) Я сохраню фотографию только ради своей безопасности, чтобы иметь оружие, которое защитит меня от возможных притязаний короля».
Для Холмса она — единственная, кому он проиграл, — «затмевала и далеко превосходила всех представительниц своего пола», «всегда оставалась «Той Женщиной». Клопп же явно не тянет на такую оценку.
Маргарита Дорштейн, РГ/РБ