Его кисть с удивительной легкостью превращала невзрачную девушку в богиню красоты
Ему доставалось от критиков: в его портретах не находили психологической глубины, говорили об узости интересов. Однако эти речи не могли сбить Ренуара. Он определился с главным: «Я считаю, что картина должна быть приятной, радостной и красивой… В жизни достаточно противных вещей, чтобы мы увеличивали их число».
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года во Франции в семье портного и прожил долгую и благополучную жизнь. Уже в детстве у Огюста проявился талант: он великолепно пел и рисовал. Второе приносило и радость, и деньги, поэтому Пьер Огюст начал учиться живописи. Поражает удивительное жанровое разнообразие работ. Здесь и пейзажи, и натюрморты, и обнаженная натура, и портреты, и бытовые сцены. Однако Ренуар, прежде всего, – это необыкновенные женские портреты, как будто светящиеся красотой и счастьем.
В отличие от большинства импрессионистов, Ренуара интересует прежде всего индивидуальность человека — в его единстве с природой, в живом общении с другими людьми, в случайных жизненных ситуациях. Он фиксирует тончайшие нюансы настроения модели на портрете, выявляет эмоциональность артистической натуры, как в «Этюде к портрету актрисы Ж. Самарии». Отмечает непосредственность юного характера, как на картине «Мадмуазель Гримпель с голубой лентой».
Различные по внутренней характеристике, женские образы Ренуара сходны между собой внешне — миндалевидный разрез глаз, округлость лиц, плавность силуэтов. Они словно отмечены общей печатью среды и эпохи — «Зонтики», «Девушки в чёрном». Кроме того, современный ему тип женской красоты Ренуар утверждает и в изображении обнажённой натуры, достигая редкой изысканности в цветной графике — построенной на сочетании основного золотистого тона и зеленовато-голубых рефлексов.
Да, модели Ренуара далеки от классического идеала, его красавицы почти всегда круглолицы, с пышными формами, с мощным торсом, с крепкими руками. И вряд ли соответствуют современным представлениям о женской красоте. Но толстушки Ренуара полны жизни, дыхания. Ренуар любит нежные, пастельные тона. Он вдохновляет и заряжает энергией солнца, своей яркостью. Его кисть, нисколько не погрешив против правды, с удивительной легкостью превращала ничем не примечательную девушку в богиню красоты.
В Эрмитаже есть обворожительная «Девушка с веером», французская Джоконда, в которую влюбляешься в детстве, а потом старишься только ты, а она остается все такой же естественной, влюбленной в жизнь, в свет, девушкой, женщиной, богиней! К слову, Ренуар продал картину за 500 франков. За гроши.
И каким бы кратким, мимолетным ни было движение жизни, Ренуар умел подметить и запечатлеть его неповторимое очарование и красоту. Но красоту особую… И вот уже трудно отвести взгляд от задумчивых глаз девушки в черном. Она на одну лишь минутку отвлеклась от той своей жизни и замечталась… Похоже, ей уже пора идти, и еще через мгновение вместе с подругой она выйдет из небольшого парижского кафе и поспешит к очередной заказчице, ведь она всего лишь скромная модистка. Но сейчас, вот в этот остановившийся миг, сколько в ней поэзии, искренности, естественности и обаяния, сколько глубины, словно невзрачная на вид раковина вдруг раскрылась — и заиграла в солнечных лучах прятавшаяся в ней жемчужина! И точно по волшебству преобразила будничную сцену.
По материалам «Человек без границ» , «Суперстиль» , «Дилетант-медиа» , «24 СМИ» , «Люди»