На его полотнах – дикие глаза бога и «песня жизни», спесь вельмож и безумие ведьм, невежество, алчность и жестокость
Секрет гениальности Франсиско Гойи не дает покоя и искусствоведам, и психологам. Кто-то полагает, что одаренность художника — следствие постоянного самосовершенствования, другие считают, что создание шедевров обусловлено тяжелым недугом. Именно с болезнью связывают изменение в стиле его живописи и загадочный, пугающий дух картин. Впрочем, с поражающим мастерством он рисовал и монстра, и герцогиню, создавал и светлые пейзажи, и кошмарные гротески.
Дикие глаза бога
Гойя происходил из семьи обедневших дворян. Он родился 30 марта 1746 года неподалеку от испанского города Сарагоса. Талант Гойи раскрывается относительно поздно, во время обучения в иезуитском колледже в Сарагосе. Здесь у него появились первые заказы и первые покровители. В начале 70-х годов XVIII века он участвует в росписи главного храма города – собора Мадонны Пилар. Его фрески покорили заказчика и принесли мастеру признание.
В 1775 году Гойя переезжает в Мадрид и получает заказы от высшей знати. Для начала он занимается художественным оформлением столовой принца Астурийского, (будущего короля Испании — Карла IV) и изображает на стенах сцены из охотничьей жизни. Позже Гойя пишет портреты графа Флоридабланка и маркизы А. Понтехос, а также рисует семью герцога Осуна и других аристократов.
Кроме того, живописец создает яркие картины с сюжетами из жизни испанского народа. Историк и теоретик искусства Юрий Колпинский пишет о полотне Гойи «Сбор винограда»: «…дана полная скрытой остроты и сдержанной страсти чувственно-радостная песня жизни. Фон картины образуют скалистые контуры гор, чуть смягченные пыльно-золотистой дымкой сухого воздуха кастильских нагорий».
На вершине карьеры Гойя становится придворным живописцем и в 1800—1801 годах делает групповой портрет семейства испанского короля Карла IV. Гойя изобразил королевских особ в натуральную величину, наряженных в нарочито дорогие костюмы с множеством украшений.
Однако успех художника все больше омрачает таинственная болезнь, причину которой врачи не могли установить. Существовало предположение, что первые симптомы связаны с перенесенным сифилисом, подхваченным во время эпидемии. Потом ставились различные диагнозы, но ни один из них не был подтвержден. Проявления недуга были ужасны. Художник оглох и стал плохо двигаться, часто не мог стоять на ногах. Кроме того, он почти потерял зрение, временами падал в обмороки, в конце концов, его разбил частичный паралич.
Болезнь Гойи сказалась на его творчестве. Меняется палитра, в которой начинают преобладать коричневый, серый и черный тона. В мадридском музее Прадо целый зал посвящен циклу картин Франсиско Гойи, каждая из которых выполнена в градациях черного. Так называемые «Чёрные картины» демонстрировали насилие, безумие и безысходность.
Одной из картин, насыщенной трагизмом и ужасом стала работа «Сатурн, пожирающий своего сына». В древнеримской мифологии, Сатурн почитался как верховное божество. Ему предсказали, что один из его детей от богини Реи лишит его власти. Чтобы этого не произошло, Сатурн решил уничтожить потенциальных конкурентов, съев их. Гойя показывает Сатурна терзающим ребенка. Кровавые подробности усиливают ужас. Дикие глаза бога. В его образе есть подобие с человеком, но больше он похож на монстра, дикое лесное отродье, воплощение ночных кошмаров. Он словно бы стиснут рамками полотна — поза его неестественна, изуродована. В результате картина выглядит как олицетворение апокалипсиса.
«Сон разума рождает чудовищ»
В 1799 году Гоя заканчивает серию гравюр под общим названием «Капричос» (исп. Los Caprichos — «причуды»), которая является мрачной, а в некоторых листах и фантасмагорической, сатирой на политику, общество и религию.
Самой известной работой серии можно назвать «Сон разума рождает чудовищ». Гойя изображает самого себя спящим. Рядом с ним — инструменты для рисования. Спит он не то на столе, не то на кубе. За ним мы видим летучих мышей, сов, огромную кошку. Некий темный мир, который открывается, когда разум спит. «Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес», — так написал сам Гойя.
Интересны и другие гравюры из этой серии. Например, «Охота за зубами» — женщина пытается залезть в рот к мертвому висельнику. Авторский комментарий к этому изображению таков: «Зубы повешенного — чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего толкового не сделаешь. Жаль, что простонародье верит этим бессмыслицам».
Или гравюра «Неужели никто нас не развяжет». Гойя описал её так: «Что это? Мужчина и женщина, связанные верёвками, изо всех сил стараются освободиться и кричат, чтобы их скорее развязали? Если я не ошибаюсь, это жертвы насильственного супружества».
А на гравюре с названием «Невероятно!» дерутся омерзительные женщины, Гойя описывает еще и словами этот поединок: «Две ведьмы крепко повздорили, которая из них сильнее в бесовском деле. Трудно поверить, что Косматая и Кудлатая способны на такую потасовку. Дружба — дочь добродетели: злодеи могут быть только сообщниками, но не друзьями».
На другом листе изображен старик с двумя мешочками денег, он хочет утаить свое богатство, а окружающие люди потешаются над ним. Гравюра так и называется — «Зачем их прятать?» И Гойя сам же и отвечает: «Ответ очень прост: потому что он не хочет их тратить, а не тратит их потому, что, хотя ему уже исполнилось 80 лет и жить осталось не больше месяца, он всё ещё боится, что ему не хватит денег на жизнь. Столь обманчивы расчёты скупости».
На гравюре с длинным названием «Поняли? Чтоб все было по-моему, слышите? А не то…» стоит самодовольный карикатурный человечек, и Гойя поясняет: «Этот болван воображает, что раз он носит кокарду и жезл, то он от природы выше других, и злоупотребляет доверенной ему властью, чтобы досаждать всем, кто имеет с ним дело. Тщеславный, спесивый, наглый с теми, кто ниже его по положению, он гнёт спину и пресмыкается перед теми, кто его сильнее».
В этой серии Гойя изобразил и демонов, тщательно ухаживающих за собой – гравюру «Прихорашиваются» автор подписал так: «Иметь длинные когти настолько предосудительно, что запрещается даже нечистой силе».
Жизнь и творчество Гойи охватывают почти целый век. Она пришлась на время зверств инквизиции, ее жертвами стали многие друзья художника. Да и сам живописец боялся преследования. Гойя отобразил многие пороки современной ему эпохи — грубость и невежество, алчность и мракобесие, жестокость и лицемерие.
Демон страсти
Франсиско Гойя не мог похвастаться привлекательной внешностью, но при этом пользовался успехом у женщин. Возможно, причиной тому был его страстная натура и мятежный дух творца. Демон страсти овладел им еще в молодости и не отпускал до конца жизни. Художник известен множеством любовных интриг.
Друг Гойи, художник Франсиско Байеу, познакомил его со своей сестрой. Белокурая красавица Хосефа и темпераментный Франсиско сразу же влюбились друг в друга и поженились 25 июля 1773 года. Супруга подарила Гойе пятерых детей, однако выжил только один, остальные умерли еще в младенчестве. Как только Гойя стал вхож в круг аристократов, Хосефу он сразу забыл. Несмотря на это, Франсиско оставался в браке вплоть до смерти супруги в 1812 году.
Гойя не был верным мужем, в его жизни всегда присутствовали другие женщины, помимо жены. Любовниц он менял едва ли не каждый день — в равной степени увлекаясь и аристократками, и женами бедняков, и красавицами из публичных домов. По слухам, однажды он даже умудрился увести из монастыря красивую монашку.
Но желанней других для Гойи была герцогиня Каэтанья Альба. 20-летняя красавица была умна, высокомерна и чувственна. Гойя пал к ее ногам. Их роман длился 7 лет. В чем-то они были похожи. Герцогиня была притчей во языцех благодаря своей любвеобильности, слухи о ее многочисленных любовниках ходили не только при дворе, но и среди простых людей. Художник написал много ее портретов. Наибольшую известность получили его работы «Обнаженная маха» и «Одетая маха». Кстати сказать, махами в Испании называли девиц, ведущих независимый образ жизни и зарабатывающих продажей собственного тела.
Каэтанья Альба умерла при загадочных обстоятельствах летом 1802 года. Ходили слухи, что она либо сама приняла яд, либо же была отравлена кем-то из недоброжелателей. Гойя пережил возлюбленную на 25 лет, успев похоронить первую супругу и жениться вторично на молодой женщине по имени Леокадия де Вейс, которая из-за Франсиско развелась со своим мужем. Великий живописец умер во Франции в ночь с 15 на 16 апреля 1828 года. Он скончался на руках у супруги в окружении родственников. Останки Франсиско возвращены в Испанию только в 1919 году.
Подготовил Иоанн Микрюков, по материалам espanarusa.com, 24smi.org, «Дилетант-медиа» (diletant.media), personallife.ru, «Мир 24» (mir24.tv)