Возможно, Леонардо да Винчи попросил свою натурщицу раздеться
За последние пару лет несколько раз привлекал внимание публики рисунок с изображением обнаженной женщины, хранящийся в музее Конде (Франция). Рисунок датируется началом XVI века и происходит из школы Леонардо да Винчи. Но мнения экспертов по поводу того, написан ли он самим Леонардо или его учениками и подражателями, высказываются противоположные.
Недавно исследователи нашли новый аргумент в пользу авторства Леонардо, сообщает ArtDaily.com. На выполненном углем рисунке модель изображена по пояс, она сидит вполоборота к зрителю, развернув голову прямо на него. Согнутая в локте одна рука опирается подлокотник, другая лежит на ней сверху. Вся эта поза очень близка к позе женщины, изображенной Леонардо да Винчи на картине «Мона Лиза», которая также известна под названием «Джоконда».
Близки и размеры полотен: рисунок обнаженной женщины 72,4 на 54 см, «Мона Лиза» – 76,8 на 53 см. Неудивительно, что рисунок стал известен под названием «Обнаженная Джоконда», также его часто называют «Донна Нуда» или «Мона Ванна» («Тщеславная дама»). Основное отличие – положение головы модели: анфас, а не в три четверти, как на картине «Джоконда».
Уже давно существует предположение, что «Мона Ванна» представляет собой эскиз к картине Леонардо да Винчи, который якобы написал не только одетую даму Мону Лизу дель Джокондо, но и обнаженную. Кроме того, известно несколько картин с той же дамой, что и на рисунке из музея Конде, написанных учениками и последователями Леонардо да Винчи. Одна из таких картин, созданная неизвестным автором конца XVI века, находится в Эрмитаже, другая, приписываемая Салаи (ученику Леонарду да Винчи), хранится в Лувре. Существуют варианты, где эта женщина изображена в образе богини Флоры, такова картина живописца Карло Прокаччини, хранящаяся в Академии Каррара в Бергамо.
Свидетельство о портрете работы Леонардо да Винчи видят в записках Антонио Беатиса, служившего секретарем у кардинала Луиджи д’Арагона (1474–1519). Он писал, что 10 октября 1517 года, во время посещения кардиналом замка Кло-Люсе, где Леонардо да Винчи провел последние годы жизни, художник подарил сановнику картину с изображением «некой флорентийской дамы, написанный с натуры по поручению покойного Великолепного Джулиано Медичи». Правда, чаще это описание относят к одетой Джоконде, но в дальнейшей истории этой картины кардинал Луиджи д’Арагона не упоминается, следовательно, речь должна идти о каком-то другом портрете.
Вторым источником служит опись имущества Салаи, составленная 21 апреля 1525 года, через три с небольшим месяца после его смерти. Там упоминается портрет Джоконды. Правда, неясно, кем он был написан, Леонардо или самим Салаи. Нередко считают, что и здесь речь идет о «Джоконде» с одетой моделью. Но этому противоречит найденный в 1999 году документ, согласно которому «Джоконда» была приобретена королем Франциском I еще в 1518 году, следовательно, она не могла в 1519 году быть передана Салаи по завещанию Леонардо. Опять другой портрет? Почему бы тогда это не могла бы быть обнаженная Мона Лиза, предполагают некоторые исследователи.
О происхождении рисунка из музея Конде известно немного. Его купил в 1862 году за 7 тысяч франков Генрих Орлеанский у арт-дилера по фамилии Тибо, а тот в свою очередь приобрел рисунок пятнадцатью годами ранее в Риме. В момент приобретения считалось, что это подлинная работа Леонардо да Винчи, послужившая эскизом для той картины, которая находится в Эрмитаже. К концу XIX века и картина из Эрмитажа, и рисунок уже считались работами последователей Леонардо.
В 1897 году по завещанию Генриха Орлеанского его богатая художественная коллекция вместе с замком Шантийи досталась Институту Франции, и в замке открылся Музей Конде. Рисунок неоднократно и внимательно изучался. Отмечено, что на нем имеются исправления, внесенные автором в ходе работы, причем они присутствуют там же, где и у Моны Лизы: на указательном и среднем пальцах правой руки. На рисунке есть следы прокалываний, их могли использовать при копировании контуров предварительного эскиза на доску, на которой потом писали уже картину маслом.
Когда в 2017 году провели радиоуглеродное датирование частиц угля с этого рисунка, оно показало, что изображение создано между 1485 и 1638 годами (предположительная дата написания одетой Моны Лизы — между 1503 и 1505 годами). При дальнейшей работе у ученых возникли серьезные сомнения в авторстве Леонардо. Дело в том, что штриховку вокруг головы автор явно выполнял правой рукой, тогда как Леонардо да Винчи был левшой.
Но изучение рисунка продолжилось в Исследовательском и реставрационном центре музеев Франции, и вот теперь куратор музея Матье Дельдик сообщил, что, по мнению исследователей, есть достаточно большая вероятность, что работу над значительной частью рисунка вел Леонардо да Винчи. Аргумент – тот же, что и раньше, только на этот раз обнаружилось, что на большей части рисунка линии проводились левой рукой. Матье Дельдик также отмечает, что качество рисунка, как при изучении невооруженным глазом, так и под микроскопом, указывает, что он был сделан рукой выдающегося мастера. Правда, Дельдик признает, что окончательного ответа на вопрос об авторстве не удастся получить никогда.
Максим Руссо «Полит.Ру» (polit.ru)