Писатель пытался воплотить в жизнь сексуальные извращения, описанные в его же книге «Венера в мехах». А потом его жена опубликовала свою «Исповедь»
В городе Лемберг (с 13 и до 18 вв. и после 1918 г. — Львов) Габсбургской империи 27 января 1836 года родился Леопольд фон Захер-Мазох, австрийский писатель. По итогам его творчества в психиатрии и сексопатологии появилось новое понятие — мазохизм.
«Если любишь меня, будь жестока со мной!»
В университете он получил доцентуру по истории и, казалось, перед ним открылась блестящая академическая карьера. Но в 1858 году он анонимно опубликовал роман «Галицийская история. Год 1846» и с той поры у него ежегодно выходило по одной и более книг: «Закат Венгрии и Мария Австрийская», «Эмиссар», «Человек без предрассудков» и другие. Постепенно у него рождается замысел новеллистического цикла под общим концептуальным названием «Завещание Каина».
В австрийском городе Граце зародилось первое «мазохистское» увлечение Захер-Мазоха Анной фон Коттвитц, которое продолжалось несколько лет и ввергло его в серьезный жизненный кризис. Пережитое и выстраданное с Анной фон Коттвитц легло в основу романа «Разведенка» (1870) и других историй о любви, точно так же, как прежняя интрига с Фанни фон Пистор вдохновила Захер-Мазоха на создание «Венеры в мехах».
«Венера в мехах» — самый известный роман Леопольда Захер-Мазоха. Главного героя Северина одолевают эротические фантазии о женщине-госпоже, которая бы унижала его. Свою «идеальную» даму сердца он называет Венерой в мехах. И вот Северин знакомится с эксцентричной вдовой, которая покоряет его неприкрытой чувственностью и отрицанием предрассудков. Северин влюбляется и предлагает вместе предаться сладостно-жестокой страсти: «Меня снова охватило то странное опьянение.
– Бей меня! – молил я.– Бей меня, без всякой жалости!
Ванда взмахнула хлыстом и два раза ударила меня.
– Довольно тебе?
– Нет!
– Серьезно нет?
– Бей меня, прошу тебя, – для меня это наслаждение».
К сюжету романа обращались различные режиссеры театра и кино, в числе которых был и Роман Полански. Реальность или творческий вымысел — как отнестись к знаковому произведению Захер-Мазоха, в котором он описывает «особый» тип любви или любовной зависимости — мазохизм?
«Венеру в мехах» впервые напечатали в 1870 году, а через 16 лет после выхода этой книги немецкий психиатр Рихард Крафт-Эбинг написал научный труд под названием «Половая психопатия», в котором каждому сексуальному извращению была посвящена отдельная глава. В этой работе Крафт-Эбинг описывает мазохизм — своеобразное извращение половой жизни, при котором человек испытывает сексуальное возбуждение, когда другое лицо обращается с ним, как с рабом. «Если любишь меня, будь жестока со мной! — говорит Северин своей возлюбленной. И уточняет: — Топчи меня ногами!»
Поводом назвать эту аномалию мазохизмом послужило то обстоятельство, что писатель Захер-Мазох в своих романах часто изображал это извращение, тогда еще научно не исследованное: «Удары – частые, сильные – быстро сыпались мне на спину, на руки, каждый врезывался мне в тело, и оно ныло от жгучей боли, но боль приводила меня в восторг, потому что мне причиняла ее она, которую я боготворил, за которую во всякую минуту готов был отдать жизнь». Сам Захер-Мазох был возмущен такому врачебному прочтению, при котором его творчество сводилось не более чем к психопатологической симптоматике.
Демоническая женщина
Супруга писателя — Аврора фон Рюмелин, которая известна под псевдонимом Ванда фон Дунаева (имя героини «Венеры в мехах»), в 1906 году опубликовала шокирующую «Исповедь моей жизни». Книга заинтересовала общественность: кто-то восхищался изяществом слога и откровенностью, кто-то обвинял автора в клевете и осквернении памяти Захер-Мазоха.
Если верить «Исповеди», Леопольд вынуждал Ванду жить по книге «Венера в мехах», требовал воплощать все его извращенные фантазии и желания в жизнь, а если супруга отказывалась — пугал ее неминуемым творческим кризисом и безденежьем, которое никак не устраивало падкую на деньги Ванду. Так как они жили?
В этой истории с самого первого дня не было ничего банального: подруга Ванды однажды принесла ей книгу Леопольда Захер-Мазоха, которую девушка прочитала. Вскоре после этого по городу поползли слухи о том, что известный писатель Захер-Мазох разорвал помолвку со своей невестой. Эта новость взбудоражила общественность Граца, но совсем не удивила подругу Ванды, которая так прокомментировала произошедшее: «В том, что он бросил эту бедняжку, нет ничего удивительного, Захер-Мазоху нужна женщина, которая сможет полностью подчинить его себе, и чем хуже она будет относиться к нему, тем прочнее будет их союз».
Подруга предложила Ванде пари: она напишет письмо Захер-Мазоху, в котором предстанет перед ним той самой демонической женщиной, госпожой, которую он описывал в своих романах. Ванда была уверена, что Леопольд не ответит и спор выиграет она, но вышло по-другому. Ответ на провокационное письмо пришел на следующий день. Захер-Мазох уверял, что он был рад получить письмо, и незнакомка не ошиблась, предположив, что слабая женщина — не его идеал.
Переписка продолжилась в том же ключе, и чем жестче были письма незнакомки, тем покладистее и счастливее становился известный писатель, пока в один прекрасный день он не стал молить, чтобы она пришла и заковала его в цепи, а потом делала с ним все, что пожелает. По настоянию подруги на встречу с Захер-Мазохом пришла Ванда, которая представилась замужней дамой, что еще больше подстегнуло интерес писателя.
Не жертва, но сообщница
С этого момента пара начала видеться все чаще, а потом они стали жить вместе, а несуществующий муж Ванды был благополучно забыт. Желание Захер-Мазоха состояло в том, чтобы предоставить своей жене безграничную власть над собой: он требовал, чтобы она оскорбляла его, била, попирала ногами. Если верить «Исповеди» Ванды, то муж заставил ее подписать контракт, который предоставлял ей полную свободу действий.
Ситуация доходила до абсурда: Захер-Мазох просил Ванду вызывающе одеваться, закутываться в меха и путешествовать в одиночестве — по его мнению, дамы, которые путешествуют без сопровождения, «могут завязать интересные отношения». Леопольд хотел, чтобы в одном из таких путешествий супруга встретила «грека» — молодого, жестокого и красивого мужчину, с которым бы изменила ему. Если вспомнить роман «Венера в мехах», то грек — это персонаж, который становится любовником Венеры, ради него она и оставляет своего преданного раба, тем самым закончив их садомазохистскую историю.
В своей «Исповеди» Ванда объясняет, что потакала странностям мужа, потому что он обещал, если она согласится воплотить все его фантазии в жизнь, персонаж «демонической женщины» навсегда исчезнет из его литературных произведений. Дело в том, что немецкая литературная критика тех лет негативно оценивала «мазохистскую тенденцию», наметившуюся в творчестве Захер-Мазоха, читатели требовали перемен, надеялись увидеть в романах писателя романтичных, неискушенных жизнью барышень.
В итоге Ванда и Леопольд расстались: она ушла к другому, более обеспеченному мужчине, он тоже не остался одинок. Однако их навсегда связала эта спорная книга — «Исповедь моей жизни». Кажется, что задача «Исповеди» в том, чтобы убедить читателя, что Ванда — несчастная жертва, а Захер-Мазох — злой гений. Но между строк читается, что Ванда была его сообщницей, которая согласилась на то, чтобы разыграть сценарий своей жизни по сюжету «Венеры в мехах». Вероятно, она получила от этого удовольствие.
Между тем слава Захер-Мазоха гремела далеко за пределами немецкоязычного мира, находя широкий отклик в разных странах. Его произведения переводились на многие европейские языки и издавались массовыми тиражами. Особенно популярным Захер-Мазох был во Франции, где его сочинения публиковались ведущими издательствами. Крупнейшие представители французской литературы — Золя, Тэн, Флобер, Доде и оба Дюма — высоко ценили творчество Леопольда фон Захер-Мазоха.
Более того, во время своей поездки в Париж (1886) Захер-Мазох был принят президентом Французской республики и удостоен креста Почетного легиона. А 9 марта 1895 года Леопольд фон Захер-Мазох умер в деревушке Линдхайм. Но необычность его судьбы не завершилась и после смерти: урну с его прахом уничтожил пожар в 1929 году…
По материалам bigpicture.ru, «Подробности» (podrobnosti.ua)