Что стояло за созданием шедевра: простая, но глубокая драматургия, игра настоящих актеров и песни-хиты.
Сказка Шарля Перро спасла студию
К истории о Золушке студия Уолта Диснея впервые обратилась еще в 1920-х гг. в короткометражке в сериях «Смехограммы». А в 1933 г. планировался выпуск второй версии в сериях «Глупые симфонии». Но история оказалась слишком сложной для короткого мультфильма, хотя некоторые удачные гэги аниматоры сохранили и впоследствии использовали в полнометражной версии 1950 года. Полноценное воплощение известной всем сказки случилось только через 20 с лишним лет.
С середины 1940-х гг. критики начали упрекать Диснея, что он утратил свое мастерство, столь очевидное в «Белоснежке…» и «Дамбо». Фильмы «Салюдос амигос» (1943) или «Веселые и беззаботные» (1947) не вызывали у публики того интереса, который был обычной реакцией на «Пиноккио» или «Бэмби». Во многом причина неудач была в отсутствии прочной драматургии. Соответственно, мультипликационным работам не хватало сердечности и теплоты — качеств, которые больше всего привлекали зрителей в диснеевских полнометражных фильмах.
Студия продолжала выпускать короткометражки, многие из которых оставались на высоком уровне, но доходы не покрывали производство. В конце 1940-х гг. настало время, когда никто не знал, что ждет компанию в финансовом плане. Единственным выходом была постановка полного метра и более совершенной формы мультипликации. Это был вопрос выживания, способный спасти студию от разорения. Как и в случае с «Белоснежкой…», Дисней решился на рискованный шаг. К тому времени на стадии разработки были три анимационных фильма — «Золушка», «Алиса в стране чудес» и «Питер Пэн». Уолт решил, что персонажи «Алисы…» и «Питера Пэна» не смогут вызвать сильный отклик у широкой аудитории. Тогда как сказка Шарля Перро содержала в себе элементы «Белоснежки…» и казалась наиболее перспективным вариантом. В ней был классический набор: добро и зло, любовь, дружба, красота, вера в чудеса. Подготовка заняла два года. Премьера мультфильма состоялась 15 февраля 1950 г.
Полет воображения
Первоначально все сцены были разыграны с живыми актерами в образах персонажей. Полученные съемки использовали в качестве основы для создания детальной раскадровки. Аниматоры переводили изображения живых актеров на бумагу, а затем дорабатывали согласно мультипликационной специфике. Подобная техника в свое время применялась в «Белоснежке и семи гномах» для визуального решения образа принцессы. «Копирование» людей не пошло в ущерб результату, а напротив, обогатило анимацию. Человеческие персонажи мультфильма должны были сохранить реализм в движениях, иначе получились бы простые карикатуры. При этом Золушка и принц решены натуралистично, а остальные персонажи (мачеха, сводные сестры, король) — более гротескно. Для исполнения роли Золушки была приглашена актриса Хелен Стэнли. К слову, она же исполнила роль вредной сводной сестры Анастасии, а позднее сыграла принцессу Аврору в «Спящей красавице» (1959).
Аниматоры лишь опирались на снятые вживую сцены, но всегда шли дальше обычной перерисовки. Они выделяли отдельные жесты, подчеркивали выражения лиц персонажей и позы, словом, применяли все возможности рисунка для создания подлинно анимационных персонажей. Например, первоначально фея-крестная должна была быть худой и высокой, но в итоге превратилась в низенькую и пухленькую старушку, сыгранную американской актрисой Клэр Дю Брей.
Кот Люцифер и пес Бруно
Несмотря на очарование главной героини, не меньшее значение в фильме имеют второстепенные персонажи. В компанию к Золушке добавили мышей Жака и Гаса, коварного кота Люцифера и верного пса Бруно, чьи приключения уравновешивают историю девушки. Некоторые животные имели вполне реальные прототипы. К примеру, Люцифер был списан аниматором студии Disney Уордом Кимбаллом со своей собственной кошки.
Для создания животных предварительные съемки не производились, все решалось силами аниматоров. Тут их полет воображения не был ничем ограничен. Противостояние мышей и кота — классическая анимационная тема. Она привнесла в мультфильм необходимую долю юмора и позволила аниматорам ввести множество забавных гэгов.
Кажущаяся простота
За время между созданием «Белоснежки…» и выпуском «Золушки» сотрудники Диснея достигли того уровня мастерства, к которому так отчаянно стремились в 1930-х гг. Анимация утратила новизну для публики и критиков, все привыкли к способности Диснея решать невыполнимые задачи, и это создавало впечатление легкости и простоты его фильмов. Но на деле это было далеко не так.
В работе над «Золушкой» Дисней пользовался проверенными схемами, чтобы минимизировать риски и при этом достичь лучшего результата. Это касалось драматургии и съемки живых актеров. Однако художественное решение было необычно. Изобразительная основа, фоны были тонально более холодными, а персонажей раскрасили в теплые оттенки. Это позволило визуально выделить их. Достаточно посмотреть на цвета одежды мышат: красные башмачки и колпачки, оранжевые и желтые кофты.
Для других персонажей также были подобраны цвета, которые отражают их характеры. Так, комната леди Тремейн и ее одежда оформлена в темные тона: голубой, синий, фиолетовый. Зловещая атмосфера чувствуется в первой же сцене беседы Золушки со злой мачехой.
Музыкальные хиты
Уолт Дисней всегда крайне ответственно относился к озвучиванию персонажей и музыке в мультфильмах. Однако в случае с «Золушкой» его дотошность, кажется, достигла высшей степени. Из сотен претенденток на озвучку Золушки Дисней выбрал Эйлин Вудс, которая работала на радио ABC и даже не знала, что ее записи отправили на студию. Только услышав ее, Уолт понял, что нашел идеальный голос, которым должна говорить и петь главная героиня.
Некоторые актеры не только пели и говорили за своих персонажей, но и играли их на съемках подготовительного периода. Например, с двойной работой справилась Рода Уильямс, озвучив Дризеллу, а Луис Ван Рутен сыграл и озвучил двух героев одновременно — короля и герцога. Мышатам Жаку и Гасу свой голос подарил Джимми МакДональд. Он же озвучивал Микки Мауса, Чипа из «Чипа и Дейла», Гуфи и многих других анимационных персонажей.
Музыка в фильме играет не меньшую роль, чем четкая драматургия. В «Золушке» она служит своего рода проводником в мир мультфильма, подсказывает зрителю эмоции в той или иной сцене. Многие песни из диснеевской анимации до этого становились хитами, например, из «Трех поросят» и «Белоснежки…». Но во всех случаях они были придуманы специально для фильмов. В «Золушке» Дисней хотел изменить этот подход и привлечь композиторов, которые писали музыку для широкой публики.
Ими стали три музыканта — Эл Хоффман, Мак Дэвид и Джерри Ливингстон. Они написали все песни, в числе которых хиты: «Мечта прилетит случайно», «Биббиди-Боббиди-Бу» и «Моя любовь». Оригинальным решением, идея которого принадлежит Уолту Диснею, стало многоголосие Эйлин Вудс в песне «Пой, соловушка». Все композиции были выпущены отдельным саундтреком.
Музыкальные партии для персонажей и различных сцен сочинили композиторы Пол Дж. Смит и Оливер Уоллес, которые работали с Диснеем на многих короткометражных и полнометражных мультфильмах. Интересно, что мелодии были записаны непосредственно перед процессом анимирования, что было необычной практикой.
Екатерина Семенова
tvkinoradio.ru