Как бы много ни дал Иисус Христос для нравственной жизни человека, на самом деле для истинного спасения людям необходимо дополнительное участие божественной помощи, которая позволяет в полной мере усвоить и оценить спасительные заслуги сына Господнего. Такая помощь подается в виде благодати Божьей, рассматриваемой в христианстве как дар человеку от Бога.
Что называют благодатью в Библии
Сам термин «благодать» происходит от древнегреческого слова, которое означает «добрый дар» или «благодеяние». Его упоминания можно не единожды встретить как в книгах Ветхого Завета, так и в Евангелие, где понятие часто употребляется в текстах Иоанна, Луки, Иакова и других апостолов. Если рассматривать слово в контексте с Новым Заветом, то в Писании различают два смысла Божественной благодати — спасающий и оправдывающий.
Под спасающей благодатью понимают дары, которые получают члены церкви от святого духа для собственного духовного роста и возможности достичь царствия небесного. Оправдывающая благодать — это непосредственно то, что подарил людям Христос своей жизнью и последующей гибелью с воскресением и вознесением на небеса. Существует еще один вид благодати — особая, которая дается людям не для них самих, а в пользу божьей церкви.
Предваряющая благодать
Все вышеуказанные виды благодати относятся к верующим людям. Если же человек живет мирской жизнью, ему дается предваряющая благодать, которая помогает приблизиться к верованию и покаянию. По словам Феофана Затворника, мирские люди не думают о Боге и живут только для себя, заботясь лишь о семействе, работе, удовлетворении каких-либо страстей. Они не в состоянии самостоятельно прийти к Богу, поэтому через слово Божье им посылается предваряющая благодать, которая, подобно молнии, попадает в сердце и влечет в храм. Если человек противодействует ей и останавливается на пути порока, то в дальнейшем на него нисходит другая благодать, способствующая истинной христианской жизни.
Спасающая благодать
Она дарится верующим людям благодаря искупительному подвигу Иисуса Христа. Она обновляет природу человека и позволяет ему усвоить истинное спасение, которое принес сын Господень. После крещения и миропомазания постоянно пребывает в сердце христианина и помогает ему жить по-христиански. Вся его жизнь после снисхождения спасающей благодати протекает в постоянном принятии таинств и слова Божьего, а сама благодать в это время укрепляет его веру.
Многие богословы считают, что, попав в сердце человека, благодать действует исподволь и тайно. Сначала она испытывает его на сохранение всецелой любви к Господу, а если замечает склонность к искушению, то проникает в более глубокие помышления, пока вся душа человеческая не будет объята этой благодатью. В некоторых случаях она может отступить, причем причины ее отступления бывают самые разные. Например, она покидает сердце для испытания или для наказания, позволяющего обратить людей к покаянию.
В разных конфессиях
Представление о природе благодати имеют некоторые отличия.
В православии благодатью считают божественное действие, посредством которого Бог является перед греховным человеком, а тот, в свою очередь, подавляет в себе греховность и становится на путь очищения и спасения.
В католицизме благодатью принято называть милость, которую Господь оказывает людям для их ответа на его зов. В соответствии с католическими представлениями, она бывает двух видов — благодать, благодаря которой люди имеют постоянное желание жить и действовать по повелению Божьему, и благодать, нисходящая на человека во время его обращения к Господу.
В протестантизме благодать считают незаслуженным вниманием Бога, которое дается человеку через спасительную веру. В каждом протестантском направлении существуют свои тонкие грани понимания этой милости, но в целом верующие этой ветви христианства полагают, что благодать исходит напрямую от Господа, без посредничества священников и церковных институтов.
Источник — http://mnogo-otvetov.ru