В старину повелось, что колыбельная играла еще и роль обязательной для маленького ребенка песни-оберега, ведь малыш еще не вошел в сознательный возраст и не мог защититься сам. Наши предки верили, что особенную власть злые духи обретали над младенцем во сне, который является как бы малой смертью. Немудрено, что в это время надо было особенно тщательно беречь крошку от порчи, дурного влияние и сглаза.
Песенный оберег
В колыбельной-обереге славяне чаще всего гнали от ребенка буку. Практически в каждой культуре существуют его аналоги. Букой принято называть любую мелкую нечисть, которая тревожит младенца по ночам и заставляет его плакать и кричать. Буку в колыбельных обещают поколотить или утопить, посадив в мешок, прогнать палками в сырой лес или дремучий бор, посылают жить под сарай или за высокий забор: «Баю-бай, бай-бай! Поди, бука, под сарай, мою детку не пугай!».
Считалось, что, услышав сие, мелкие бесы сами разбегутся и больше не будут мешать ребенку спать. Другое дело страшный Бабай. Этого духа, олицетворявшего сакрального воспитателя и строгого наставника, к малышу иногда даже звали специально. Но чаще всего обходились просто упоминанием того, что Бабай может прийти к непослушному ребенку в любой момент. Чаще всего в колыбельных Бабай — это старик с большим мешком, в который он с легкостью может посадить нежелающего спать малыша.
Правда, в отличие от другого персонажа колыбельных, Мороза, который забирает детей с собой в холодный лес в свой ледяной терем, что служило у древних славян аллегорией смерти, Бабай из колыбельных никогда никого с собой так и не уносит, лишь угрожает. Видимо, он был призван только пугать и воспитывать непослушного ребенка: «Люли-люли-люли-бай, под окном стоит Бабай, кричит: «Ванечку отдай!»
Многие исследователи связывают образ Бабая из колыбельных с образом старшего мужчины в семье, ведь само слово «бабай» означает по-тюркски «старик». Считается, что глава большой патриархальной семьи мог быть недоволен громким плачем ребенка по ночам, и нежелающему засыпать малышу пели об этом в колыбельной в иносказательной форме. В таком случае понятно, почему грозный Бабай только пугает и угрожает, но никогда не причиняет детям вреда — ведь он им как-никак родственник.
Оберегать ребенка во сне старались не только при помощи слов — даже устройство колыбели для новорожденного сопровождалось множеством ритуалов и обрядов. Люльку подвешивали к потолку и прежде, чем в первый раз положить в нее ребенка, туда обязательно сажали кота или кошку. Считалось, что коты, как и заговоры, разгоняют бесов и злых духов. К тому же существовало поверье, что кот — большой друг домового, поэтому кота не стоит обижать, а то он при случае может и пожаловаться на хозяев.
Кота никогда не гнали из колыбели, если он пристраивался поспать рядом с крошкой, ведь это давало малышу дополнительную защиту, да еще и домовой становился к нему добрей. К тому же кошачье мурлыканье само по себе отлично успокаивает и убаюкивает. Потому и появился в верованиях и фольклоре Кот Баюн. Неудивительно, что при таком отношении к котам и кошкам они частенько появляются в колыбельных. Причем чаще всего именно в напевах-оберегах. Ведь они, как любой другой заговор или оберег, теряют свой смысл, если у них нет конкретного адресата.
Но не всегда в песне, где будут упоминать злых духов, буку или Бабая, матерям хотелось называть имя своего ребенка. Не стоит забывать и о том, что во многих верованиях настоящее имя малыша долгое время хранилось в тайне, ведь считалось: если злые духи узнают, как зовут младенца, то смогут вернее навредить ему. Потому ребенка в колыбельных нередко заменяли на «котов», «котиков» и «коточков», считая, что мистическому зверю злые духи вреда не причинят.
Напев, отводящий смерть
Но есть и совсем другая разновидность песен-оберегов – это смертные колыбельные. Они полны скорби и безнадежности, а порой и вовсе похожи на похоронный плач. Большинство современных людей искренне ужаснулись бы, услышав, как в колыбельной описывается или пророчится смерть младенца. Среди исследователей, работающих над изучением колыбельных, нет единого мнения о причинах появления подобных песен. Но доподлинно известно, что подобные тексты были распространены по всему миру. Да и сегодня их можно услышать у некоторых племен в Африке и Океании.
Одна из распространенных версий предполагает, что при помощи таких песен родители старались обмануть злых духов. Это как пожелать охотнику на удачу «ни пуха ни пера», то есть вернуться без добычи. Так и пожелание смерти своему малышу, скорее всего, было призвано обмануть бесов и убедить их в том, что ребенка в доме и так не любят, чтобы они не отнимали его у семьи, которой он и без того уже не нужен.
Еще одно предположение утверждает, что смертные колыбельные — часть ритуала по принятию ребенка в мир живых. Согласно многим верованиям, с рождения и до года малыш является существом, живущим на границе нашего и потустороннего мира. Стало быть, он с легкостью может снова уйти на ту сторону — то есть, умереть. И заранее отпеть и оплакать ребенка — всего лишь магический ритуал, призванный оградить его от смерти. Наши предки верили, что смерть будто бы видит, что в этом доме все положенные похоронные ритуалы уже проведены, а значит, дело здесь уже сделано и ни за каким младенцем приходить не надо. К слову, обращение к смерти является одной из традиционных форм охранительной магии многих народов.
Лечебная сила колыбельных
Ученые давно пытались доказать, что колыбельные полезны еще и для физического здоровья. И вот, последние исследования показали, что уникальная ритмика колыбельной песни может служить удивительно эффективным профилактическим средством двигательных и речевых расстройств у малышей. Дети, которым поют колыбельные, быстрее учатся говорить и куда реже страдают от нервных тиков, заикания и нарушений координации движений.
Недоношенным детям тоже рекомендуют петь почаще, тогда они гораздо быстрее набирают массу. Да и у мам, которые поют своим детям колыбельные, согласно проведенному в Российской академии медицинских наук исследованию, пропадает токсикоз, стабилизируется эмоциональный фон и улучшается не только общее самочувствие, но и лактация. Да и просто взрослым людям колыбельные тоже могут быть полезны. Немецкие медики, изучавшие влияние колыбельных на своих пациентов, утверждают, что если перед операцией дать человеку прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии для него сразу же снижается как минимум вдвое.
Хотя теперь привычка петь колыбельные и играет меньшую роль в нашей повседневной жизни, а общение и материнские напевы детям все чаще заменяют такие блага цивилизации, как телевизоры и компьютеры, не стоит забывать о важности этой древней формы общения между миром взрослых и миром детей. Тем более что медики доказали: колыбельные могут защитить детей от развития синдрома дефицита внимания, повысить их иммунитет и способствовать более легкой и быстрой адаптации в обществе.
Источник – «Планета»