Однажды ветхозаветному патриарху Иакову, уснувшему прямо на земле, приснился сон: он увидел лестницу, идущую от земли до самых небес. По лестнице вверх и вниз ходили ангелы, а на самом верху, словно у врат рая, стоял Бог. Он пообещал Иакову, что даст землю ему и его потомству, которое распространится по всему миру. Бог пообещал Иакову не оставлять его. Считается, что так человечество получило одно из первых пророчеств о пришествии Спасителя, а лестница – это образ Божией Матери, через которую Сын Божий пришел в мир людей.
Нам здесь интересна лестница в принципе, потому что уже в новозаветное время возникает духовно-нравственный трактат под названием «Лествицы». Человек всегда мог рассуждать о Боге лишь в категориях тех образах, что ему были доступны. И для древних небо олицетворяло собой обители горние, чистый и недосягаемый мир Создателя, добраться до которого почти невозможно. Для этого нужно было соорудить какое-то приспособление. Например, лестницу. Не простую, а особенную. О такой лестнице из добродетелей и пишет преподобный Иоанн с Синайской горы в своем произведении, рассказывая о личном опыте боговидения.
Если пофантазировать, попытавшись поставить себя на место предков, можно рассудить так: зачем использовать приставную лестницу, когда можно подумать над основательной конструкцией, например, с каменными ступенями. А почему бы вообще не попробовать для надежности выстроить башню, внутри которой уютно, спокойно, нет ветра, нет опасения, что свалишься вниз… Иоанн намеренно использует образ именно приставной, не самой, судя по ее изображению на иконе, надежной конструкции, и не самому легкому орудию для покорения небес. Почему?
Отвечает сам преподобный Иоанн: «Покусившимся с телом взойти на небо, поистине потребны крайнее понуждение и непрестанные скорби… Ибо труд, поистине труд и большая сокровенная горесть неизбежны в сем подвиге, особенно для нерадивых, доколе ум наш, сей яростный и сластолюбивый пес, через простоту, глубокое безгневие и прилежание, не сделается целомудренным и люборассмотрительным». Тем не менее, здесь же святой дает читателю надежду и приободряет его, обещая, что Бог не оставит того, кто стремится к Нему всем сердцем.
Иоанн разложил свой духовный опыт восхождения к Богу на тридцать этапов, которые в свою очередь, можно объединить в несколько больших групп:
– борьба с мирской суетой (то есть, избавление от всего, что может отвлекать христианина от дела спасения);
– испытание скорбей на пути к блаженствам (без чего просто невозможно ощутить их подлинную ценность);
– борьба с пороками (то есть, по факту борьбу с самим собой, со своей «темной стороной», для которой грех любим и привычен, меняя себя через приучение себя к добродетели);
– обретение душевного мира (как называл это состояние сам Иоанн, достижение «земного неба» и «воскресение души прежде всеобщего воскресения»);
– вершиной всего пути Иоанн называл достижение одновременно трех добродетелей: веры, надежды и любви, а «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8), то есть, предполагается воссоединение с Богом финале этого многотрудного пути.
Кто-то скажет, что «Лествица» — рудимент прошлого, монашеская книга, труд с довольно сложным языком изложения. Книга требует неспешного и осмысленного чтения. «Лествица» кажется маленькой книжкой. Всего-то тридцать глав о самой ее сути да несколько дополнительных. При желании можно прочитать за пару-тройку вечеров. Но будет ли толк от такого чтения? Поэтому, возможно, действительно правильным советом к ее изучению будет распределение одной главы не несколько дней с обязательным анализом. Скажете, это лишнее? Но тогда почему православная церковь посвящает преподобному Иоанну целое воскресенье, ступень Великого поста, важнейшего из периода для христианина в календарном году? В книге автора даны практические советы по воссоединению с Богом. И если она читалась однажды, то всегда полезно вернуться к ее изучению вновь. Преподобный Иоанн учит нас, как построить личную лестницу восхождения к Богу.
Владимир Басенков, pravlife.org