Некоторые древнейшие организмы проникли в фольклор и народные традиции. Например, немало преданий связано с аммонитами — головоногими моллюсками. Они плавали в сумрачных и таинственных морях приблизительно 300-100 миллионов лет назад и вымерли вместе с динозаврами.
Змеи окаменели из-за молитв
Мягких частей аммонитов не сохранилось, но многим знакомы их окаменелые останки — характерные спиралевидные раковины. В Британии с этой формой связана легенда о происхождении аммонитов. В ней они предстают как окаменевшие змеи. Эта легенда отражена в народном английском названии аммонитов – snakestones («змеиные камни»). Говорят, что змеи превратились в камень по молитве кого-нибудь из святых, решившего избавить местность от засилья ядовитых змей. В Йоркшире эту историю рассказывали про святую Хильду, первую настоятельницу монастыря Уитби, основанного в 657 году. В окрестностях монастыря действительно и по сей день часто находят аммонитов. Позднее палеонтологи в честь святой Хильды дали одному из родов аммонитов юрского периода латинское название Hildoceras.
Надо признать, что йоркширские мастера-камнерезы слегка «подправляли» аммонитов, вырезая у них змеиные головы, и продавали в качестве реликвий. Три таких улучшенных аммонита изображены на гербе города Уитби. Еще один аммонит с головой змеи вделан в стену колледжа святой Хильды в университете английского города Дарем. Небольшие экземпляры аммонитов студентки порой носили в качестве кулонов.
История о святой Хильде и змеях упоминается в поэме Вальтера Скота «Мармион», где монахиня из монастыря Уитби рассказывает:
О том, как Хильда в чаще леса
Святой молитвою своей
Преображала в камни змей.
Такие кольца из камней
Находим мы в монастыре…
Американский ученый Альфред Кречер связывает легенду о святой Хильде и змеях с церковным собором, проходившем в монастыре Уитби в 664 году. На нем решалось, каких богослужебных правил будет придерживаться христианская церковь Англии: принятых в римском католичестве или в христианской церкви Ирландии. Отличия касались, например, способа вычисления даты Пасхи, из-за чего этот праздник в кельтских христианских общинах и в общинах, придерживавшихся римского обряда, приходился на разные дни. Были и другие различия. В диспуте победили представители Рима, что надолго определило церковную историю Англии. По мнению Кречера, легенда Хильде и змеях возникла позднее, под влиянием истории о святом Патрике, изгнавшем змей из Ирландии.
Другой известный центр распространения аммонитов в Англии – это городок Кейншем в графстве Сомерсет. Местных аммонитов сопровождает аналогичная легенда. В ней избавление от ядовитых змей оказывается заслугой святой Кейн, которая жила отшельницей в лесу.
Целительная сила аммонитов
А на шотландском острове Скай аммониты были известны как crampstones — «судорожные камни». Их применяли для лечения судорог у коров, омывая сведенные спазмом мышцы водой, в которую ранее на несколько часов клали аммонит. В Корнуолле считали, что укушенное змеей животное спасется, если выпьет такой воды.
Волжские булгары также считали аммонитов целительными, прикладывая к больному месту. Чуваши называли их селек хуране, т.е. «котелок с соплями», из-за желто-зеленых кристаллов кальцита, которые встречаются внутри раковин.
В Индии аммониты окружены религиозным почитанием. В вишнуистском индуизме есть понятие «шалаграма-шила» – воплощение бога Вишну в округлом черном камне. Такие камни обязательно присутствуют в домашних алтарях брахманских вишнуистских семей, в которых они передаются по наследству. Ожерельями из шалаграма-шила украшают изображения божеств. В природном рисунке на камнях видят изображения атрибутов Вишну: лотоса, булавы, раковины, диска. Часто эти камни – черная речная галька, но особо ценятся шалаграма-шилы, найденные в русле реки Гандаки в Гималаях. Они представляют собой аммониты.
На севере Индии существует любопытная церемония Туласи-виваха. Это бракосочетание священного растения туласи (вид базилика Ocimum sanctum) с шалаграма-шилой, то есть, свадьба растения и ископаемого моллюска. Базилик туласи предстает как супруга Вишну Лакшми, а аммонит – как сам Вишну. Религиовед сэр Джеймс Джордж Фрэзер упоминает, что раджа княжества Орчха однажды потратил на такую свадьбу около 30 тысяч фунтов. В свадебной процессии, сопровождавшей аммонита к жене, были 8 слонов, 1200 верблюдов и четыре тысячи лошадей…
Кратко упомянем некоторые другие ископаемые, играющие роль в европейском фольклоре. Членики ископаемых морских лилий в Англии называли четками святого Гутберта, а в Германии пфеннигами святого Бонифация. Окаменевшие раковины моллюсков родов Gryphaea и Exogyra были известны как «ногти дьявола» (devil’s toenails). В Шотландии эти «ногти дьявола» применялись в виде порошка при болях в суставах, а также добавлялись в корм скоту. Отпечатки крупных ракоскорпионов рода Pterygotus в той же Шотландии называли «крыльями херувимов». Останки плезиозавров и ихтиозавров, попадавшиеся в окрестностях Уитби, считали костями ангелов.
Максим Руссо «Полит.Ру»