Отшельники общались при помощи подобного инструмента в горах, а музыковед извлек три ноты
Фото : Раковина из пещеры Марсула. Музей естественной истории в Тулузе (Франция). С сайта advances.sciencemag.org
Морская раковина, обнаруженная еще в 1931 году в пиренейской пещере Марсула, оказалась не сосудом для питья, как считали раньше, а древним музыкальным инструментом. К такому выводу пришла группа французских исследователей, опубликовавшая свои результаты в журнале Science Advances.
Первобытная обитель
Пещера Марсула находится возле одноименной деревни в департаменте Верхняя Гаронна на юге Франции, примерно в 80 километрах к югу от Тулузы. Местные жители называли ее Пещерой фей. Ее обнаружил в 1883 году католический священник Давид Ко-Дурбан, один из первых исследователей первобытных памятников Пиренеев. В 1897 году пещеру обследовал натуралист и спелеолог из Тулузы Феликс Реньо и обнаружил там наскальную живопись. Но он не смог убедить современников, что это древние изображения.
Лишь в 1902 году археологи Эмиль Картильяк и Анри Брейль посетили пещеру и, изучив наскальные рисунки, подтвердили, что они относятся к палеолиту. Масштабные раскопки в пещере провели в 1931 году Анри Бегуэн и Таунсенд Рассел. В дальнейшем в пещере работали и другие археологи.
Пещера была населена приблизительно 12-17 тысяч лет назад. Ее обитатели принадлежали к мадленской палеолитической культуре. В пещере были обнаружены каменные и костяные орудия, украшения из кости, рога и лигнита, раковины. Но главной находкой стали рисунки и гравированные изображения на стенах пещеры. Среди них есть зубры, дикие козы и олени, антропоморфные фигуры, а также геометрические узоры. Самым известным стал зубр из пещеры Марсула, чье тело изображено при помощи красных точек, что позволило назвать жителей пещеры первыми художниками-пуантилистами.
В 1931 году недалеко от входа в пещеру была найдена раковина хищной морской улитки – брюхоногого моллюска Charonia lampas, распространенного в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Средиземном море. Исследователи 1930-х посчитали, что она использовалась в качестве ритуального сосуда, после чего раковину вместе с другими находками отправили Музей естественной истории в Тулузе, где она не привлекала особенного внимания. До 2016 года, когда команда ученых во главе с Кароль Фриц и Жилем Тозелло решила исследовать ее с применением новейших методов.
Моллюск умер, его «голос» остался
Первоначально сколы некоторых частей раковины считали произошедшими в результате естественных причин, например, при ударах о камни в полосе прибоя. При помощи фотограмметрии, рентгенофлуоресцентного анализа и компьютерной микротомографии авторы нынешнего исследования обнаружили, что раковина была подвергнута сознательной обработке. Например, вершина и первые завитки раковины, самая прочная ее часть, были отбиты несколькими последовательными ударами.
Узкий канал, идущий от отверстия на вершине во внутреннюю часть раковины, был просверлен, на что указывают борозды на краях отверстий в шестом и седьмом завитках раковины. Наружный край устья раковины (так называемая губа) был обломан, чтобы сделать его форму более правильной. На внутренней поверхности устья ученые обнаружили следы красного пигмента, расположенного точками, схожими по форме с отпечатками пальцев. Под пигментом есть и следы выгравированных изображений.
По мнению исследователей, обработанная и украшенная раковина служила древним музыкальным инструментом. Они полагают, что к отверстию в вершине раковины палеолитические музыканты крепили трубчатый мундштук. Вдоль отломанного края вершины есть остатки органического вещества, которое может быть смолой или воском, использованным для закрепления мундштука. Внутренний конец мундштука фиксировался в отверстиях, просверленных в шестом и седьмом завитках внутри раковины.
Подобные технологии изготовления духовых музыкальных инструментов из раковин встречаются в более поздних культурах. Для этой цели использовались раковины хищной морской улитки – брюхоногого моллюска Charonia lampas, или родственного ей вида Charonia tritonis. Образцы, найденные в Израиле, относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. У новозеландского народа маори сохраняется традиция изготовления музыкального инструмента путатара из раковины и деревянного мундштука.
Извлек три ноты
В Японии на протяжении многих веков существует инструмент хорагай, или дзинкай, из раковины Charonia tritonis и мундштука из бронзы, дерева или бамбука. Хорагай применяется буддийскими монахами в ритуалах. По легенде, японские отшельники-буддисты ямабуси подавали при помощи этого инструмента вести друг другу в горах, а также сопровождали им исполнение сутр. Использовался он и в средневековых армиях для подачи сигналов к выполнению того или иного маневра. Сходный инструмент в Корее носил название нагак.
В Индии существует древний инструмент из раковин другого вида моллюсков — Turbinella pyrum, он известен под санскритским названием шанкха и используется как индуистами, так и буддистами. На островах Карибского моря в роли музыкального инструмента выступали раковины местного вида моллюсков Strombus gigas.
Чтобы проверить, можно ли играть на раковине из пещеры Марсула, исследовательская группа обратилась за помощью к музыковеду и специалисту по духовым инструментам из Тулузского университета, пишет The History Blog. Жан-Мишель Кур сыграл на ней, изменяя положение губ для извлечения разных нот, как при игре на трубе. Подобный музыкальный инструмент может воспроизводить лишь основной тон, частота которого зависит от длины воздушного столба в инструменте, и ряд гармонических обертонов, частоты которых кратны частоте основного тона. В частности японский хорагай может издавать до пяти нот. Жан-Мишель Кур сумел воспроизвести при помощи раковины три ноты: до, до диез и ре.
Раковина, найденная в Пещере фей, — претендент на титул самого древнего музыкального инструмента. Долгое время считалось, что древнейшими флейтами были бедренные кости с отверстиями, найденные на стоянках ориньякской культуры (от 43 тысяч до 26 тысяч лет назад) в Европе, но последние исследования указывают, что эти отверстия были просто следами зубов гиен, обгладывавших кости. Несомненными музыкальными инструментами являются флейты из неолитического поселения Цзяху в Китае. Они сделаны из костей японского журавля, и самые древние из них датируются примерно 7000 годом до н. э.
Максим Руссо, http://polit.ru