Самка то ли снежного человека, то ли неандертальца жила в Абхазии и рожала детей от тамошних мужчин
Многие десятилетия ученые – антропологи и историки — пытаются разгадать загадку Заны, самки то ли снежного человека, то ли неандертальца, жившей в конце ХІХ в. в абхазском селе Тхина.
Здешних жителей встреча с лохматой и дикой женщиной-гоминидом не напугала, так как по местным преданиям, абхазцам при заселении края пришлось изгонять и истреблять странных существ, похожих на нее. Поймали Зану в середине 60-х гг. ХІХ в. в одном из лесов. Она всю жизнь прожила с людьми и умерла примерно в 1887-1888 г.
Гоминид в подарок
Зана была не случайной добычей, ловцы охотились за ней и, видимо, получили за свою работу хорошую награду. Укротить дикарку было нелегко, она яростно сопротивлялась. Жертву колотили дубинками, связали, забили рот войлоком и надели на ноги бревно-колодку. Возможно, диковинную женщину не раз перепродавали, пока, она, наконец, не попала в руки своему окончательному хозяину — дворянину Эдги Генаба, который отвез ее в свою усадьбу в селении Тхина, в 78 км от Сухуми.
Сначала Генаба поместил Зану в очень крепкий загон из вертикальных бревен. Пищу ей туда забрасывали, не входя, так как она вела себя, как дикий зверь. Зана вырыла себе в полу яму и в ней спала. В таком совершенно диком состоянии она оставалась первые три года плена.
Затем дикарка немного привыкла к людям, и ее перевели в плетеную ограду под навесом в стороне от дома, где сперва держали на привязи, а позже уже отпускали на волю. Впрочем, Зана уже не стремилась уйти, так как не хотела терять постоянных источников пищи.
Женщина необыкновенной силы
Зана своими повадками больше напоминала животное, чем человека. Взгляд у нее был именно, как у зверя. К тому же, лесная жительница не умела говорить: скорее всего, природа не заложила в ней способности к речи. За десятки прожитых лет с людьми она не научилась произносить ни одного слова. Могла лишь бормотать и издавать нечленораздельные звуки.
Старожилы, с которыми общались исследователи, занимавшиеся историей Заны, описывали ее как очень рослую, массивную и волосатую самку. Она обладала огромными грудями, высоким толстым задом, мускулистыми руками и ногами.
Зана удивительным образом до старости и смерти физически не менялась: не было у нее седины, не выпадали зубы, она сохранила полную силу. А ее сила и выносливость были огромны. Дикарка обгоняла лошадей, переплывала бурную реку Мокви даже в разлив, а в холодном роднике, который до сих пор носит ее имя, купалась летом и зимой. Зана свободно поднимала одной рукой и несла на голове в гору с мельницы пятипудовый мешок. Неуклюже, как медведь, но свободно влезала на деревья за фруктами. Мощными челюстями легко грызла грецкие орехи.
Дикий зверь
Люди так и не смогли приручить Зану полностью. Зимой она предпочитала оставаться голой, какой ее выловили в лесу. Хотя и набедренную повязку нередко носила. Научили Зану и высекать огонь из кремня на трут-лишайник и раздувать пламя. А еще дикарку выдрессировали выполнять несложные приказы словом или жестом: вертеть ручные жернова, принести дрова или воду из источника в кувшине, или с мельницы мешки, снять хозяину сапоги.
Лесная жительница иногда заходила в дом Эдги Генабы, и ее даже подзывали к столу. В общем же она слушалась только хозяина, а женщины ее боялись и приближались, только когда дикарка была в хорошем настроении. В раздражении и ярости Зана была страшна и сильно кусалась, умел ее успокоить опять-таки лишь Генаба.
Дети и внуки лесной дикарки
Удивительно, но некоторые местные жители не гнушались вступать с Заной в половую связь. Дикарка неоднократно беременела и рожала отпрысков без всякой помощи. Затем она несла полоскать их в воде, нередко даже в ледяной. Младенцы не выдерживали этого омовения и погибали. Позже люди начали вовремя отнимать у Заны новорожденных и выкармливать их. Таким образом удалось вырастить четверых детей лесной жительницы – двух сыновей и двух дочерей. Интересно, что черт неандертальцев у них было мало. Их выдавала лишь темная кожа и повышенная волосатость. В результате, все они стали полноценными людьми с речью и разумом, правда, обладавшими некоторыми физическими и душевными странностями. В свою очередь, у потомков Заны родились свои дети, расселившиеся по всей Абхазии.
Молва утверждает, что отцом девочки Гамасы и мальчика Хвита (умер в 1954 г.) был сам Эдги Генаба. Но их записали при переписи под другой фамилией. Показательно, что Зану похоронили на родовом кладбище семьи Генаба, и двух младших детей растила жена Эдги. Кроме того, один пастух признался, что в молодости, до женитьбы, баловался с дикаркой.
Многие жители тех мест помнили Гамасу и Хвита. Оба они были людьми могучего сложения, с темноватой кожей и некоторыми другими признаками, напоминающие негроидные. Хвита, умершего в возрасте 65–70 лет, односельчане описывали как человека лишь с небольшими отклонениями от нормы. Он, как мать, был очень сильным и отличался несговорчивым, драчливым и буйным нравом. В результате стычек с односельчанами у Хвита была отсечена правая рука. Однако и левой ему хватало, чтобы косить, справляться с колхозной работой, даже лазать на деревья. На старости лет мужчина переселился из сельской местности в Ткварчели, где и умер, а хоронить его привезли обратно в Тхину и погребли близ могилы матери – Заны.
Встречались ученые со многими внуками Заны. Особенно их поразил Шаликуа, который отличался необычайно сильными челюстными мышцами. Он прославился тем, что мог держать в зубах стул с сидящим человеком и при этом танцевать. Шаликуа был также наделен даром копировать голоса всех диких и домашних животных.
Кто охраняет могилу Заны?
Многие ученые ездили в Тхину, чтобы выкопать останки Заны и исследовать их. Однако, несмотря на многочисленные попытки, найти ее могилу так и не удалось. Получилось извлечь только кости Хвита. Историк Игорь Бурцев рассказывал, что раскопки сопровождала мистика. Когда извлекали из могилы Хвита, пошел ливень, а до этого небо было абсолютно безоблачным. А накануне местные старики предостерегали исследователей, что если они будут раскапывать могилу мужчины, особенно такого, как Хвит, непременно разразится гроза.
Так что, до сих пор непонятно, кем же все-таки была Зана – доисторическим гоминидом или йети (снежным человеком). Ученые считают ее случайно выжившей самкой неандертальцев, но так ли это на самом деле?
Подготовила Анна Попенко
по материалам «Гоминология» , «Тайный мир Анубиса»